«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные
виды музыкальной деятельности»
Общение - одна из
основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате
взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под
редакцией Б.М. Бим-Бада общение определяется как взаимодействие двух или более
людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения
общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов
психического и социального развития ребёнка. Понятие «общение» тесно связано с понятием
«коммуникация».
Дошкольное детство,
представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его
коммуникативном развитии за период дошкольного детства ребёнок проходит ряд
этапов социализации (виде комплекса оживления, возникновение потребности
ребёнка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение
подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и
норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный
социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие
данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими,
соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный
возраст становиться своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что
несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка
сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная
активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает
вновь вводимые навыки общении. Поэтому уже в дошкольные годы желательно
развивать у воспитанников коммуникативные способности, обеспечивающие
эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Как показывает
практика наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции
(недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Это становиться
барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно
общаться.
Коммуникативное
развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой,
трудовой, познавательной художественной и т.д. Безусловно, музыкальная
деятельность детей даёт возможность эффективно развивать коммуникативные
способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Данное направление
не слишком широко представлено как в научных разработках, так и в методических
практических рекомендациях (К.Орф, В.А. Жилин, Е.В. Рыбак, А.И, Буренина.
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков,
становлением адекватной самооценки. Общение осуществляется с помощью
разнообразных средств экпрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых.
Способность к общению
состоит:
Желание вступать в
контакт с окружающими: («Я хочу!»)
Умения: («Я умею!»)
Знания норм и правила
поведения: («Я знаю!»)
Большое влияние на
становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира
дошкольников.
Седьмой год жизни
ребёнка - кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы,
возникающие при общении детей. По мнению учёных, формирование у детей таких
негативных качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что
педагоги ДОУ и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием
детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на
второй план. В результате были сделаны следующие выводы. Коммуникативные
знания, необходимо развивать, в том числе и в музыкальной деятельности. Для
работы использую следующие методы наблюдение, беседы, естественный эксперимент.
Для успешной работы
необходима помощь со стороны педагогов группы и привлечения родителей.
Музыка - искусство,
обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать в
коммуникативном развитии детей. При работе над формированием культуры общения у
дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребёнка
необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии в
музыкальной деятельности способствуют коммуникативному развитию детей
дошкольного возраста.
На музыкальных занятиях все виды
деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков :
- в разделе «Пение»
использую методические приёмы, развивающие умения слушать товарища и
подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, передавая
«волшебную полочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие
задания: («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по
цепочке»).
- при слушании музыки
обращаю внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво,
высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища.)
- игра на музыкальных
инструментах и в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные
произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания.
- в разделе
«Музыкально-ритмические движения» делаю акцент на привитие навыков культуры
поведения: мальчикам умения пригласить девочку на танец и проводить на место по
его окончании; девочкам – умение принять приглашение или отказать, не обидев
партнёра. Использую коммуникативные и народные, хороводные танцы,
игры-приветствия, телесные и контактные игры.
Работа по развитию
коммуникативной сферы детей продолжается и при проведении развлечений.
Таким образом,
современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также
сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствуют
коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
|