Среда, 01.05.2024, 10:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад "Ромашка"

Каталог статей


Педагогический проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народами малой Родины «Мы вместе – мы едины!»
Проект
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народами малой Родины
«Мы вместе – мы едины!»
«Народ, который не знает своей  культуры, 
истории, - презренен и  легкомысленен          
     Н.М Карамзин
Тип, вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный.
 
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через углубленное изучение традиций и культуры народов малой Родины.
Задачи: 1. Познакомить детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов малой Родины (русские, татары, чуваши, мордва);
2. Расширить и углубить знаний детей о Поволжье, его многонациональности.
3. Развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательную активность, исследовательские, коммуникативные навыки и умения, кругозор на основе этнографического и исторического материала доступного пониманию дошкольников.
4. Воспитать любовь и уважение к своей малой Родине, толерантное отношение к представителям других национальностей.

5. Повысить информированность, заинтересованность
родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе путем активного вовлечения в этнокультурную
деятельность.
Актуальность: Мы живем во время больших перемен. Над нами нависла угроза духовного разрушения личности. Происходит утрата нравственных ориентиров, рушатся традиции, забываются обычаи, рвется связь между поколениями. В связи с этим в последние годы важное значение приобрела проблема этнокультурного образования детей. Возрождение национального самосознания, языка и культуры любой нации, проживающей на территории нашей великой, многонациональной страны, способствует ее возрождению и укреплению. Именно сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Поволжье – это, многонациональный регион, наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва. Дошкольное детство – яркий период жизни человека.  Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, села. Но еще есть историческая память поколений. Задача нас, педагогов – передать ее детям, наполнить их сердца не гаснувшим светом народной культуры, знанием традиции и истории своей страны.              Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, приобщать к культуре народов своего края.
Гипотеза: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой через проектную деятельность, будет способствовать формированию духовно-нравственных, патриотических чувств и этнокультурной компетентности.
Краткое содержание проекта: 1.Поисковый. Поиск и анализ проблемы.
1. Что мы знаем о народах малой Родины?
2. Что хотим узнать?
3.Что нужно сделать, чтобы….
2. Анализ и подбор ресурсов.
3. Практический.
1.Поисковый. Поиск и анализ проблемы: В ходе беседы о празднике посвященному празднованию годовщины образования Ульяновской области дети заинтересовались традициями народов Поволжья и своей национальной принадлежностью.
-Что такое национальность?
-Какие народы проживают на территории Поволжья?
-Какая у них национальная принадлежность, какие традиции, на каком языке они разговаривают?
Иметь родную нацию – это счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе. Национальном воспитании имеет серьезнейшее значение. Впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.
Национальное воспитание обязательно должно  сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны, своей малой Родины.
Варианты решений Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Ознакомление ребенка с трудом, бытом, традициями, искусством народа своей малой Родины по следующему алгоритму:
Изучение родного языка и родной культуры
Изучение других языков и культур
Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.
Знакомство  детей с традициями семьи
Изучение местности (деревня, село, город)
Изучение страны
2. Аналитический. Анализ и подбор ресурсов. - знакомство с календарными православными и народными праздниками: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха светлое Христово воскресенье, Благовещение Пресвятой Богородицы, День святой Троицы, Преображение Господня Яблочный спас.
- знакомство с национальными праздниками народов Поволжья: чуваш - Уяв, Çимĕк, Акатуй, Çăварни (Масленица), нартукан (нартăван). Татар – Сабантуй, Эмель (Праздник солнечных лучей), Хыдырлез (Праздник начала лета), Саламат (Праздник благодарности земле), Сомбэлэ Байрам (Праздник урожая). Мордвы - «Акша келу»
- знакомство с национальной кухней народов Поволжья
- рассматривание книжных иллюстраций.
-проведение творческих встреч с родителями.
Выставки национальных блюд, рукоделия и изделий из дерева: «Наши мамы-мастерицы», «Бабушкины руки не знают скуки», «Мой папа и дедушка – столяры».
- знакомство с творчеством детских писателей родного села, Нажией Шагаевой, Валентиной Игнатьевой-Тарават. Разучивание стихов, чтение рассказов поэтов малой Родины
- чтение русских, татарских, чувашских, мордовских народных сказок.
- знакомство с играми народов Поволжья «Гори, гори ясно», «Тюбетейка», «Отгадай имя», «Раю – раю».
- экскурсии в музей народного костюма Большенагаткинской детской школы искусств.
- Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия», «Мое село».
Речевые игры: ««Найди и назови мордовский орнамент», «Чей головной убор», «Угадай народный промысел», «Узнай национальный костюм».
Деятельность педагога:
Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с родителями
Сбор и изучение информации: Дети и родители выполняют задания:
      • -составление презентации о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях.
      • - составление родословного древа своей семьи.
      • - привлечь к организации выставки «Красота народного орнамента.
3. Практический -постановка театрализованного представления по сказкам народов Поволжья
- изготовление игрушки оберега моего народа
- разучивание стихов, песен на родном языке
-просмотр презентаций семейных традициях, реликвиях.
Продуктивная деятельность Рисование. «Красота народного орнамента»
Аппликация. «Составь узор», «Укрась калфак», «Укрась ичиги»
Продукт проекта: - Праздничное мероприятие «Над Волгой алые рассветы»
- создание исследовательских мини проектов.
«Костюм моего народа», «Древо моей семьи», «Игрушки обереги моего народа», «Ярмарка мастеров».
- Разработка методического материала к непосредственной образовательной деятельности: «В русской избе», «Горжусь тобой комбайнер!», «Столицы республик Поволжья», «Сундук моей бабушки», «Родословное древо моей семьи», «Родной мой край цильнинский», «Морозные узоры гжели», «Расписная сказка», «Расписной калфак», «Ярмарка мастеров», «Узоры чувашского платья», «О чем расскажут узоры народного костюма», «Праздники народов родного края», «Игрушки наших прабабушек»
- участие детей в конкурсах, организованных национально-культурными автономиями (чувашской, татарской, мордовской) города Ульяновска. Фестиваль мордовского творчества «Сиянь Баягинеть» - конкурс рисунков. «Маленькие лучики»- конкурс рисунков по мотивам чувашских сказок, «Путене»-чтение стихов на чувашском языке, «Страна 100 тысяч вышивок»-конкурс чувашской вышивки.
- Праздничное мероприятие с родителями «День матери», ежегодная «Велопрогулка» в национальных костюмах в день семейного общения по улицам села, приуроченная к году национального единства, областная акция «День чтения» - родители читают детям. Чтение сказок народов Поволжья.
 
Ожидаемые результаты: Дети:
- имеют представления собственной причастности к
культурно-историческому прошлому народа;
-чувствуют уважение, гордость, любовь к тому, что
объединяет понятие Родины;
-чувствуют достоинство и самоуважение, осознавая себя маленьким гражданином своего Отечества;
-проявляют устойчивый интерес к познанию истории своей семьи, края, страны;
-проявляют уважение к культуре межнационального
общения, толерантности, умение взаимодействовать с
окружающим миром.
-самостоятельно организовывают и проводят народные игры;
-осознанно используют фольклорный материал в
различных видах деятельности;
-знают природоведческие заповеди своего народа;
-отражают в художественно-творческой деятельности
этнографические представления;
-знают русские, татарские, чувашские, мордовские народные сказки, имеют представления о
былинных и сказочных героях;
-имеют элементарное представление о защитниках
Отечества и о славных подвигах и победах своего народа;
-имеют элементарные знания о русской народной песне, подбирают движения согласно музыке;
-имеют представления о бытовом укладе русской, татарской, чувашской, мордовской семьях.
Родители:
- взаимодействуют с педагогическим
коллективом детского сада в процессе формирования
этнокультурной и толерантной компетентности,
патриотических чувств и гражданских качеств у детей
старшего дошкольного возраста;
- воспитывают чувства любви и почтения к своим близким, окружающим людям, семье,  краю, Родине.
Социум:
- создание системы работы с общественными
организациями и социальными партнерами.






 
Категория: Донова Ольга Александровна | Добавил: Ромашка (07.04.2022)
Просмотров: 97 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Подпишись в ВК
Подпишись в ОК
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
...
Президент России
Правительство Ульяновской области
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Министерство просвещения Российской Федерации
Российское образование. Федеральный портал.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Профессиональное образование в Ульяновской области
Портал информационной и технической поддержки программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования
Муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Цильнинский район Ульяновской области
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0