Поскольку в наше время воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач народного образования, активизируется вопрос и о средствах воспитания. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблеме детской игры.
Методологической основой теории и практики детской игры стали положения Н. К. Крупской, А. С. Макаренко об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания.
В создании теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. Игра для дошкольников становится способом познания окружающего. Ту же мысль высказывает A.M. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Большинство исследователей детской игры, психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,Д. Б. Эльконин) считают игру основной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.
«Проблемы игры всегда привлекали внимание исследователей дошкольного детства, так как нельзя понять, что такое ребенок-дошкольник, не уяснив психологической природы детской игры. Однако в существо игровой деятельности также невозможно проникнуть без понимания особенностей развития самого ребенка, без знания своеобразия и психологической специфики этого возрастного периода».
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимосвязи. Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась лишь как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность вне отношения к обучению.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской и другими. Во всех этих исследованиях прослеживается взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, основные методы и формы руководства дидактической игрой. |