Сегодня
существуют самые разнообразные виды
театров, где актёрами являются взрослые
куклы, и даже сами дети. Выбор театров
велик, а вот репертуар, как правило,
составляют сказки, которые учат детей
быть добрыми и справедливыми. Огромную
радость детям доставляет театр. Совсем
маленькие дети – благодарные слушатели
и зрители, если с ними умеют разговаривать
со сцены, учитывая их возрастные
особенности. Хорошо, если мамы и папы
понимают, куда и зачем можно повести
малыша. В настоящий театр, например,
двух – трех летних малышей вести еще
рано, поскольку спектакли там вовсе не
рассчитаны на этот возраст, но вот дома
показать ребенку небольшой спектакль
– игру и даже привлечь к нему самого
малыша, наверное, можно. Домашние
спектакли, как – то позабыты сейчас в
силу того, что в наш дом прочно и уверенно
вошло телевидение, но ведь оно никогда
не сможет заменить живого творческого
общения родителей и детей. Театрализованные
игры способствуют развитию детской
фантазии, воображения, учат искренне
сопереживать: радость, печаль, гнев,
тревогу и др. Через игру ребенок не
только распознает эмоциональное
состояние персонажа по мимике, жесту,
интонации, но и передает с помощью
выразительных средств разнообразные
эмоции, которых так не хватает ребенку
в наше время. Ведь зачастую вам, родителям
бывает некогда почитать ребенку книжку.
А как загораются глаза малыша, когда
взрослый читает вслух, интонационно
выделяя характер каждого героя
произведения! А как ребенок обрадуется,
если вы вместе с ним обыграете какую –
либо потешку, отрывок из сказки, становясь
медведем, маленьким зайчиком или хитрой
лисой. Родители могут также стать
инициаторами организации в домашней
обстановке разнообразных театрализованных
игр. Это могут быть игры-забавы,
игры-драматизации под пение типа «У
медведя во бору», «Каравай», «Репка»,
слушание сказок, записанных на дисках,
с их последующим разыгрыванием и другое.
Такие совместные развлечения могут
сыграть большую роль в создании дружеской
доверительной, творческой атмосферы в
семье, что важно для укрепления семейных
отношений. Игры-драмматизации – это
особые игры, в которых ребёнок разыгрывает
знакомый сюжет или придумывает новый.
Важно, что в такой игре ребёнок создаёт
свой маленький мир и чувствует себя
хозяином, творцом происходящих событий
.Он управляет действиями персонажей и
строит их отношения. Малыш в игре
превращается и в актёра, и в режиссёра,
и в сценариста. Он озвучивает героев,
придумывает историю, проживает то, что
в обычной жизни ему прожить бывает
нелегко. Во время таких игр происходит
интенсивное развитие речи, качественно
и количественно обогащается словарный
запас, развиваются воображение, творческие
способности ребёнка, способность
управлять собой, удерживать внимание
в соответствии с сюжетом, логичность и
самостоятельность мышления. Всё это
очень важно для познавательного и
эмоционального развития. Поэтому
игры-драматизации необычайно полезны
и нужны ребёнку. Но для таких игр
необходимы особые игрушки – игрушки-артисты.
Такими артистами, как правило, бывают
куклы.ТЕАТР
ДВУХ КУКОЛ. Самый простой вариант
игры-драматизации в домашних условиях
– спектакль игрушек. Игрушечные артисты
могут танцевать, прыгать, играть в прятки
и догонять друг друга. Для такого театра
также ничего особенного не потребуется:
всего лишь две игрушки. А чудо, которое
возникает у ребёнка на глазах, стоит
ваших усилий! Большой популярностью
пользуется у детей и взрослых пальчиковый
театр. Он особенно полезен для развития
мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно
готовит руку к письму. С самого раннего
возраста можно показывать ребёнку
спектакли на пальчиках. В нём все герои,
сцена и сюжет расположен на одной или
двух руках. В продаже есть специальные
пальчиковые куклы из ткани, дерева.
Также такие игрушки можно изготовить
самостоятельно, используя связанный
крючком напальчник и пришив к нему
маленькую мягкую игрушку. Эти простые
и недорогие игрушки позволят вам вместе
с ребёнком устроить настоящий театр.
Наденьте сначала на свой палец одну
куколку и разыграйте с ней простой
сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж
шевелится, танцует, подпрыгивает,
общается с вами и малышом, создавая
ощущение того, что он живой актёр. К
театру, доступному в домашних условиях
относятся: театр ложек. Куклы
театра ложек – это ложки (деревянные
или пластиковые), на вогнутой стороне
которых изображено лицо героя. Из ткани,
ленточек, ниток, бусин, фетра и т.п.
сделаны остальные части героя (уши,
лапы, хвост, прическа, головные уборы и
т.п.), а одежда (как правило, платье в виде
конуса) накрывает ручку ложки, тем самым,
скрывая руку кукловода.
ТЕАТР
НА СТОЛЕ. Дети очень любят настольно-плоскостной
или объёмный театр. Сейчас в продаже
можно найти большое количество вариантов
такого театра. Это картонные или фанерные
силуэты на устойчивых подставках. Играя,
ребёнок с удовольствием озвучивает
всех персонажей сказки. Ему приходится
придумывать к каждому герою (а это не
только звери и люди) свой неповторимый
голос. Придумать голос бывает необходимо
и ветру, и дереву, и даже волшебным феям.
Такая игра развивает и воображение, и
речь, и голосовой диапазон ребёнка.
ДОМАШНИЙ
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Наиболее богатые
возможности для игры-драматизации даёт
настоящий кукольный театр, который
вполне можно устроить дома с помощью
кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой
головой, к которой приклеено
туловище-перчатка из ткани. Указательный
палец управляет головой, а большой и
средний – руками. Перчаточным куклам
присуще разнообразие в движениях и
жестах. Они могут хохотать, плакать,
кричать, обижаться, принимать различные
позы, удивляться, ныть и смотреть. Такие
куклы продаются как по одной, так и
целыми наборам. Бывают в виде животных
и в виде людей разного возраста – от
стариков до младенцев. Играя, ребёнок
забывает обо всём. Он забывает о реальном
мире, в котором живёт. Всё его сознание
устремляется в мир фантазии и сказки,
и ребёнок раскрывается. Застенчивый
малыш во время спектакля может взять
на себя роль забияки и задиры. Резкий и
агрессивный – станет тихоней и почувствует
агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку
перевоплотиться, встать на место другого
человека. Детям для полноценного развития
необходимо фантазировать, придумывать
различные сюжеты, вживаться в разные
образы, которые далеко не всегда
соответствуют «готовым» фразам или
механическим жестам. В игре ребёнок
развивается. При этом игрушки, которые
мы приобретаем для своих детей, могут
либо тормозить игру, либо стимулировать
и совершенствовать её.