Ход.
Звучит народная музыка. Ведущий- скоморох. Добрый день ! Шлём вам привет!Желаем здоровья на сто
лет.
Я – веселый скоморошка, а
зовут меня Тимошка! Как у наших у ворот, да под нашей стеной белокаменной, собрались: девицы-красавицы,
да добры - молодцы, да гости дорогие. А собрались мы позабавиться, да
потешиться, пошутить, да поиграть. Ребята, а вы любите играть. В какие игры
любите играть?
А вы
знаете, что когда ваши папы и мамы, дедушки и бабушки были были маленькими, они
тоже любили играть в разные игры. Игры были
разными: хороводные игры с народными
песнями, прибаутками, плясками ( слайд №2), подвижные игры (слайд №3) А игрушек, которые есть у вас, не было. Дети играли почти со всем, что
их окружало. Игрушки наших бабушек не
были такими яркими и разнообразными, как у нас, зато они больше дорожили ими и ценили их. Игрушки мастерили из того что
было под рукой: -тряпок (слайд №4- 5) -соломы (слайд №6, 7, 8) - глины
(слайд №9) - дерева (слайд № 10, 11) - коры (слайд № 12) Из прутьев гнули луки и само стрелы (слайд № 13, 14), из коры деревьев
делали кораблики и лодочки (слайд № 15,16). Дети собирали камешки (слайд № 17),
лоскутки тканей (слайд № 18), расписные фарфоровые черепки (слайд № 19),
цветные бусинки (слайд № 20, стеклышки (21). Игрушки, сделанные своими руками применяли в своих играх. И сегодня мы поиграем в игры,
в которые играли наши бабушки, когда были молодыми. Но сначала нам нужно
познакомиться. Игра«Давайте познакомимься». (Скоморох бросает мяч детям со словами: "Поскорее поспеши как зовут тебя,
скажи... ”. Тот кто ловит мяч, называет свое имя). Вот мы с вами и
познакомились. Скоморох Тимошка. А сейчас я
вам загадаю загадку. Платье носит, а есть не просит, Всегда послушна, с ней не скучно
(кукла) А кто любит играть с куклами? Скоморох Тимошка. А кто любит
играть с куклами? Во все
времена игра с куклами, было самым любимым занятием девочек. Сейчас в магазинах
продается огромное количество разнообразных кукол. А наши бабушки делали кукол
своими руками. Они были соломенные (слайд № 22), тряпичные (слайд № 23,24). Любимыми были куколки, сделанные из ниток
(слайд, 25, 26, 27). А еще делали кукол из картона и наряжали их в разные наряды из цветной бумаги
(слайд № 28, 29).
Сегодня мы пригласили на праздник маму Гоши Д. Ольгу Александровну. В
детстве она тоже любила играть с куклами и самой любимой игрушкой была кукла,
сделанная руками бабушки. И сегодня она нам расскажет и покажет, как можно
куколку изготовить.
Ольга Александровна. Дорогие
ребята. Когда я была маленькой, очень любила играть в куклы. Маленькие куколки
мне делала моя бабушка. Они были
разными, очень яркими: из ниток, из тряпочек. Я их берегла и вот сегодня
я хочу вам их показать. Эти куколки сделать не сложно, вы можете сделать с
мамами и бабушками таких куколок. Материал можно взять любой – это лоскутики
ткани и ниточки.
Как вы думаете, а во что любили играть
мальчики? Из дощечек мастерили лодочки, строгали солдатиков, и конечно же любили
устраивать между собой соревнования - скачки на лошадях, при этом используя простые палочки. И сейчас
мы тоже поиграем в эту игу. Игра «Скачки на лошадях» Семьи
ваших дедушек и бабушек были большие, поэтому любили дети силушкой помериться и
играли в игру «Мед и Сахар». И
сейчас мы с вами в неё поиграем.
Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с
одной и с другой стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать
– соревнуются, на чьей стороне больше силы. Скоморох. Издавна дети любили
играть в подвижные ( дворовые) игры.Слайд КОЛЕЧКО, КОЛЕЧКО, ВЫЙДИ НА
КРЫЛЕЧКО . Играющие
садятся в ряд и складывают руки лодочкой. Большие пальцы при этом должны
закрывать пространство, которое образовалось между ладонями. Водящий берет для
игры «колечко» - это может быть и не колечко, а, что угодно, такое же
маленькое. «Колечко» он удерживает в ладонях, в точно такой же «лодочке».
Подходя к каждому игроку и «окуная» свою «лодочку» в его руки, водящий
незаметно для других должен опустить «колечко» в ладони какого-нибудь игрока.
Причем обходить игроков, уже опустив кольцо, ведущий может несколько раз, чтобы
запутать их. Много было разных подвижных игр и каждый
делился своей игрой. И чтобы пригласить ребят поиграть, громко
кричали «зазывалочку». Например: Ребёнок. Кто будет играть в
интересную игру А в какую - не скажу! А потом не примем, за уши поднимем, Уши будут красные, до того прекрасные!
Скоморох. Когда бабушки и дедушки были маленькими, любили играть в весёлые жмурки. Скоморох. Вот захотели
поиграть в игру и никак не можем договориться, кто же будет водить. А это очень
просто, только надо знать считалочки. Я знаю одну. Катился горох по блюду, ты води, а я не буду. «Жмурки».
Одному из игроков – «жмурке», завязывают глаза,
отводят его на середину зала и заставляют повернуться несколько раз вокруг
себя, затем спрашивают:
- Кот, кот, на чём стоишь? Намосту. - Что ешь?
Колбасу. Что пьёшь- Квас.- Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры увертываются, а «жмурка» их
ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой». Скоморох.Ваши родители, дедушки и бабушки знали разные народные
считалочки и передавались они из поколения в поколение (дети читают старинные
народные считалочки). Считалочки: 1.Вышла курица с под плети Сама села на повети. И кричала куд – куда?Приходи водить сюда! 2.Шёл баран по крутым горам.
Вырвал травку, Положил на лавку. Кто травку возьмёт, Тот вон пойдёт! 3.За
стеклянными горами,Стоит Ваня с пирогами. Здравствуй, Ванечка-дружок,Сколько стоит пирожок? Пирожок-то стоит три, А водить-то будешь ты! 4.Шла коза по мостику, И виляла хвостиком. Зацепила за перила,Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он, Выходи из круга вон! А
сейчас, детвора, Начинается игра. Дружно за руки беритесь В хоровод все становитесь!
Игра
«Заря-зарница».Дети стоят в кругу, руки держат за спиной.
Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой. Дети поют: Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила. Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые, За водой пошла! С
последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих,
тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны,
стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится«зарей». Ребёнок. Тай - тай, налетай В интересную игру Всех принимаем и не обижаем, А кто опоздает – в небо улетает! «Дракон» или «Хвост дракона» «Голова» дракона
должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него.
Как только «голова» схватила «хвост»,
она становится«хвостом». Скоморох. А сейчас ждёт
игра самых маленьких. «Пузырь». Эта
игра передаётся из поколения в поколение. Скоморох. А сейчас я
вас хочу познакомить с игрой, в которую
очень любила играть детвора постарше. «Я
червяк – червяк — червяк» Дети стоят в кругу, водящий — в
центре круга и двигается по кругу, проговаривая слова: Я червяк, червяк, червяк! Я ползу, ползу, ползу! Хочешь стать моим хвостом? (подходит к ребенку) А отказывать нельзя! Ребенок отвечает: «Хочу!» и пролезает у него
под ногами, продолжая игру вдвоем и т.д. Скоморох. Эта игра похожа на
современные пазлы и игра называлась «Разрезные открытки» Для игры разрезали несколько открыток на 4-6 частей. Все части перемешивали и
делили между участниками игры равными частями. Цель игры – первому собрать
открытку. Кто первый соберет, тот и выиграл. Звенит веселый хоровод, Кружит нас каруселью. Другой игры настал черед, Рады все веселью! «Фанты» Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант
(обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а
водящего садили в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за
спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту
сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания- рассказать стих, спеть
песню, прокукарекать, пробежать какое-то расстояние и др.
Скоморох. А в какие игры в детстве играли наши гости?
Давайте у них спросим. В какие игры Вы играли? С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами? В какие игры Вы играли дома (в помещении), а в какие – на улице? Какие качества характера развивали у Вас игры? (игра – качества) Опишите 2 игры (одну – для помещения, вторую – для улицы): содержание (как
играть), условия (правила), оборудование к игре (какие предметы использовали
для игры). «Я знаю пять имен».
(Играют родители.) – Отбивание мяча от пола, при каждом
ударе произнося очередное слово: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков, названий
птиц, цветов и т. д.). Маша – раз, Таня – два…» Если игрок
ошибается или делает большую паузу, мяч переходит к другому игроку. Дворовые игры – не просто
развлечение. Дворовые игры – еще и обучение. В этих играх наши предки
учились общению, умению создавать команды, прыгать-бегать, соревноваться, да и
веселиться. Именно поэтому мы стараемся сохранить память о дворовых играх детства дедушек,
бабушек, пап и мам. Мы так весело играли! А танцевать не танцевали, выходи народ, веселится
у ворот!
Танец «Буги-вуги» Скоморох.
Уважаемые гости! Спасибо вам за участие в нашем празднике.
Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми. Пусть девчонки и
мальчишки, Вся озорная детвора Сегодня скажут громко-громко, Да здравствует игра! (произносят хором) Ну что же, ребята, нам пора заканчивать наш веселый
праздник. Сегодня мы с вами узнали, в какие игры играли наши родители, дедушки
и бабушки, когда были молодыми. Дружно с вами мы играли, И нисколько не скучали, А теперь пришла пора Нам проситься детвора. Без меня вы не скучайте, А скучно станет – поиграйте. Зовите меня, скомороха Тимошку, Развеселю я вас немножко!
|