Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 23.09.2020, 13:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад "Ромашка"

Каталог статей

Главная » Статьи » Личный кабинет » Турухина Наталья Николаевна

Выступление на научно-практической конференции

Развитие креативности педагогов ДОО в процессе формирования основ духовно-нравственной культуры дошкольников

  «Только творческий педагог может  развить творческое начало в  ребёнке»                     В.А. Сухомлинский

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурной деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания,  вот только несколько характерных причин из - за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение, во все времена. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание  первостепенной задачей современной образовательной системы. Её решение связано  и с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности  современного  воспитателя и развития его творческого потенциала [7, С. 25]

Педагогам  необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс. Перед педагогами должны всегда стоять  нравственные задачи при любых ситуациях, он должен видеть перспективы развития личности и действовать вместе с ними. Творчество в педагогической деятельности зависит от личности, опыта, мастерства, знаний, интуиции педагога. Результат педагогического творчества  виден не сразу, а через какое – то время. Введение стандарта педагога предполагает, что возможности для развития профессионально значимых компетенций воспитателя для решения образовательных задач развития детей дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей развития, организация различных видов деятельности не может проходить без креативного отношения и самого процесса творчества педагога к своим трудовым функциям.

Создание условий для развития потенциала воспитателей ДОУ на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе  духовно-нравственного воспитания, а понятие креативности можно рассматривать как интегральный показатель качества дошкольного образования.

Из многочисленных определений креативности остановимся на следующем:     Креативность - способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм)                                            Проявление креативности в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей к новым знаниям. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования.

По мнению Л.С.Выготского, «в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» [5, С.52].                             И.Я. Лернер, определяя творчество как деятельность, порождающую нечто качественно новое и неповторимое, указывает, что обучение творчеству дает инструмент для самостоятельного поиска решения недоступных проблем и является стимулом саморазвития и самовоспитания [6, С.ЗЗ].                              А.С. Макаренко особое значение придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчёркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги  не объединены в сплочённый творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе.

Одной из задач администрации МДОУ Большенагаткинский детский сад «Ромашка» является создание благоприятного морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности. С педагогами  организуются информационно-практические занятия на такие темы: «Творческие способности» с целью выявления  и помощи  в реализации творческих способностей педагогов.  «Повышаем самооценку» - формирование активной позиции воспитателей, уверенности в себе. Психотренинг «Психическое и физическое здоровье воспитателя-залог успешности творческой педагогической деятельности», целью которых являлось  поддержание благоприятного климата в коллективе, мотивация педагогов на творческую самореализацию. Деловая игра «Творчество-удел избранных или необходимость существования»  с целью установления активного взаимодействия педагогов.  Консультация «От жизненных стереотипов к творческой личности».

Уровень творческого потенциала педагогов  определяет  их результативность работы  с детьми. Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, снижение уровня воспитательного процесса.  

Успех в профессиональной деятельности воспитателя  возможен только при условии осознания своих достижений и затруднений, при условии критического осмысления своей деятельности. И здесь немаловажное значение имеет задача развития креативного потенциала воспитателей, через стремление его к самосовершенству и самообразованию.

Рост творческого потенциала воспитателей осуществляется через участие в мастер-классах и создание творческих проектов  при достижении поставленных задач духовно- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Результатом  проводимой работы  стало  организация  творческих мастер-классов  в рамках РМО воспитателей «Волшебная бумага», «Нетрадиционная техника рисования, «Пластилинография», проекта «Колокольный звон» и многие другие. Реализовать свой творческий потенциал позволяет воспитателям организованная в ДОУ неделя профессионального мастерства,  где педагоги показывают открытые образовательные мероприятия с детьми, на которых присутствуют представители педагогического сообщества: учителя начальных классов, педагоги технологического техникума, преподаватели школы искусств, коллеги из других дошкольных образовательных учреждений.

Развивающий эффект профессиональной деятельности  в ДОУ зависит от организованной методической работы  с воспитателями и их включённости в  инновационную деятельность. Руководителю методического объединения  очень важно, чтобы воспитатель был субъектом процесса собственного учения, а методическая работа должна стать толчком, стимулятором саморазвития.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (Адольф Дистервег) [1, С.128]

Решение задач творческого развития воспитателей, изменение педагогического мышления возможно с помощью различных форм повышения квалификации и профессионального мастерства. Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации и переподготовки. В коллективе  5 педагогов имеют высшее образование, пять имеют высшую квалификационную категорию,  два  педагога обучаются в УлГПУ.

Исследования проблемы подготовки педагогов к работе по развитию творческого потенциала представлены в работах О.В. Агапова, А.Ю. Козырева, Л.М. Пшеничная, Л.Р. Симсон, Н.М. Буржукова, С.Ю. Гуревич, В.М. Данильченко, М.В. Корепанова, П.Ф. Кравчук, Л.Н. Прохорова. Неоценимый вклад в решение проблем творческой деятельности педагога внесли В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, и др. Принимая ценный опыт предлагаемых учёными рекомендаций [3, С.352]. В ДОУ адаптированы часть из них к работе с воспитателями нашего дошкольного учреждения. Основными вехами в работе по повышению творческого потенциала воспитателей ДОУ стали: ознакомление с основными концепциями развития творческого потенциала личности, с психолого-педагогическими основами организации пространственно-предметного компонента творческой образовательной среды, принципами и методами раскрытия творческого потенциала.

Работа по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ основываются на проведении комплекса мероприятий творческого характера. Причём это  мероприятия, где педагог является  не пассивным созерцателем, а активным участником Это Конкурсы в ДОУ «Лучший воспитатель», «Первые шаги в профессии»- для молодых педагогов. «Воспитатель года» на муниципальном уровне,  На протяжении многих лет педагоги  являются участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший воспитатель года». Активно участвуют педагоги в творческих конкурсах:  областных,  Межрегиональных и  Всероссийских.  Не остаются в стороне от проводимых Всероссийских акциях на уровне муниципального образования таких как: «Блокадный хлеб», «Солдатский треугольник», но и сами являются организаторами ежегодной акции «Песни военных лет –устами детей».    Для сохранения «эмоционального» здоровья педагогов и  мотивации педагогов на творческую самореализацию в детском саду организован  танцевальный коллектив «Лада»,  который является участником торжественных мероприятий и профессиональных праздников муниципального образования «Цильнинский район».                                                           

Гордостью нашего образовательного учреждения является молодежный хор «Созвездие» - неоднократный победитель конкурса хоровых коллективов «Битва хоров на муниципальном, межрегиональном и областном  уровне. 

Педагогам ДОУ предоставляется возможность выбора интересующих их тем, вопросов, форм работы, степень участия в том или ином мероприятии. Глубокие знания индивидуальных особенностей воспитанников, уровень профессиональной компетентности педагогов  и педагогического творчества  приносит  положительные результаты.

Внешние результаты творческой деятельности педагогов ДОУ:

составлены и реализованные педагогами авторские программы обучения и воспитания дошкольников;

методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагогов;

креативно организованные  образовательные, воспитательные процессы;

собственные образовательные продукты  по  образовательным областям .

Внутренние результаты,  которые являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению:

уточнение отношения к различным подходам в образовании;

изменение в характере организации педагогического процесса;

совершенствование профессионального мастерства;

развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

А главными нашими достижениями  в этом году стали:

1. Признание нашей дошкольной образовательной организации региональной инновационной площадкой по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях социального партнерства ДОУ в сельской местности»

2. Заключены договора о сотрудничестве  и взаимодействие с социальными институтами села: начальной школой МОУ Большенагаткинская СШ, Детской школой искусств, ДЮСШ, детской библиотекой, храмом «Всех скорбящих Радость», Центром реабилитации, Центром «Семья»

3.Призовое место в региональном этапе конкурса «Воспитатель года -2019»

4.Участие в региональном этапе конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Педагог-наставник»

5.Участие в  районном методическом объединении воспитателей

6.Организация семейного клуба «Мы вместе» по теме: «Дерево держится корнями,          а человек семьей» в рамках  областного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью» с участием советника губернатора Желтовой О.В.

7.Участие в конкурсе «Мои инновации в образовании-2019»

8. Участие в научно- практических конференциях и публикациях.

9. Сотрудничество с социальными партнерами такими как: «Институт развития образования», УлГПУ им. И.Н. Ульянова где педагоги принимают активное участие в семинарах, конференциях; администрацией МО «Цильнинский район», Управлением образования администрации и др.

Наш опыт работы по развитию креативности  педагогов ДОО в процессе формирования основ духовно-нравственной культуры дошкольников позволил совместить в единое целое процесс решения нескольких задач: повышение теоретических знаний педагога, одновременно, развитие личностных характеристик в сторону большей креативности, повышение имиджа дошкольного учреждения.

На этом  работа в ДОУ по развитию творческого потенциала не заканчивается, мы ищем новые формы организации  работы с педагогическим коллективом и  пути реализации их творческих возможностей. Можно сказать, она только набирает обороты.

 

Список литературы:

1. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М., 1989. С. 426–433.

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2004

3. Бондаревская  Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. 352 с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита, 1995

5. Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ// Управление ДОУ. -2004 .- №4

6. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. - 1995.-№9,10.- с.52-59, 62-70

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:  приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Категория: Турухина Наталья Николаевна | Добавил: Ромашка (27.05.2020)
Просмотров: 43 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Вход на сайт
Поиск
Меню сайта
...
Президент России
Правительство Ульяновской области
Министерство образования и науки Ульяновской области
Министерство образования РФ
Российское образование. Федеральный портал.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Профессиональное образование в Ульяновской области
Портал информационной и технической поддержки программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования
Муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Цильнинский район Ульяновской области
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0