Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 27.02.2021, 13:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад "Ромашка"

Каталог статей

Главная » Статьи » Личный кабинет » Турухина Наталья Николаевна

Игровые технологии с детьми раннего возраста, обеспечивающие развитие речи и социально-психологическое благополучие детей

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Слайд 1. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психологической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, пробуждая к действию. Через речь совершается развитие отчетливого мышления, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.

Хорошая речь - важное условие развития личности ребёнка. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Ее не обходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности игра, то значимый опыт накапливается именно в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которое он связывает со словами. Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольной практике. Слайд 2.  Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку "прожить" в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Слайд 3. Между речью и игрой существует двусторонняя связь (с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи; соответствует возрастным особенностям детей (детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной деятельности, в то время как, в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; детям раннего возраста свойственна подражательность, легкая внушаемость).

Слайд 4.  Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:

1. развитие артикуляционного аппарата

2. развитие моторики                                                                                                 3.театрализованная деятельность                                                                             4.пальчиковая гимнастика.

Слайд 5. Фотографии.  Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей, расширения круга предметов и явлений их ближайшего окружения в группе создана развивающая речевая среда, соответствующая возрасту детей, требованиям программы. В неё входят:

- разнообразный иллюстрационный материал;

- звучащие игрушки животных; говорящие куклы, кукольный уголок; книжная зона;

- театральная зона (театр на фланелеграфе, настольный театр, театр бибабо, пальчиковый театр, магнитный театр);

- игры, направленные на развитие мелкой моторики (шнуровки, вкладыши, пирамидки, крупные пазлы и прочее);

- мини-музей «Моя игрушка». В мини - музее размещены книги—игрушки, книги — раскладушки, книги - картинки, книжки — малышки, матрешки, фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Предметно-развивающая среда постоянно обновляется в соответствии с решаемыми речевыми задачами.

Слайд 6. В своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии  развития речи детей раннего возраста:

Подвижные игры с текстами.

Народные и хороводные игры.

 Сюжетно-ролевые игры (элементы).

Настольно-печатные и дидактические игры.

 Игры-драматизации.

 Игры- манипуляции.

 Сюжетные пальчиковые упражнения.

Пальчиковые игры. 

Игры и действия с предметами.

Игры- беседы.

Дыхательная и артикуляционная гимнастики.  Слайд 7 фотографии.

1.Дыхательная и артикуляционная гимнастики:

Главная задача, решаемая в процессе таких игр, это – формирования правильного звуковоспроизведения, развитие артикуляционных возможностей речевого аппарата ребенка.

2. Народные, дидактические, подвижные, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребенок показывает движение, а остальные его повторяют. Хороводные игры полезны тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт  взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого. По мере овладения речью ребенок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».
 3. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию.

4. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулятивной функций речи.

Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Дети учатся выслушивать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения.  Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше.  Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное ее использование. Малыши могут раскладывать картинки, называть изображенные на них предметы, классифицировать их, придумывать сюжеты, обмениваться картинками, распределять их между собой и пр. Такие игры способствуют развитию творческого воображения, стимулируют активную речь и речевое общение со сверстниками.
5. Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом - чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к художественному слову. Сначала стишок прослушивается детьми. Впервые малыш может на него не отреагировать. Но после двух-трех прочтений радуется, узнает и пытается делать то, о чем говорится в тексте. В последующем, ребенок берет на себя роль соисполнителя, договаривая отдельные слова или оканчивая стихотворную фразу.

6. Детский  фольклор, включающий в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Включение игровых эпизодов и игр- потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание спать, кормление, приход и уход детей) делает их более привлекательными для малыша, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений с педагогом, поддержанию благоприятной атмосферы в группе.
7. Игры- инсценировки.
Для этих игр используются дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.
Драматизации активизируют словарный запас детей, совершенствуют грамматический строй речи. Драматизации, включенные  в занятия по ознакомлению с художественной литературой, учат  детей  не только проговаривать текст, но и изображать персонаж движением, мимикой, жестами.

8. Элементы сюжетно-ролевых  игр. На третьем году дети начинают принимать на себя роль взрослого, а так же распределять роли между персонажами игры. В этом возрасте малыш способен соотнести свои действия с действиями взрослого, называя себя его именем («Катя-мама», « Саша-папа», « кукла-дочка»). В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.

9. Пальчиковые игры. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка, повторять, имитируя речь воспитателя, усвоить смысл слов.              

 

Инновационные технологии  в  развитии речи детей раннего возраста.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов, обучения образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Слайд 8. Куклотерапия – это метод с использованием  кукол. Он основан на процессах идентификации (подражательность) ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.

Слайд 9. Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Слайд 10 фотографии.

Использование сказки в раннем возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Слайд 11. Тестопластика-  является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка из соленого теста (тестопластика) способствует развитию речи детей. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук.

Слайд 12.  Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие.

Музыкотерапия – основана на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие. Использование музыкально – ритмических движений  в работе с детьми раннего возраста (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, повышает развитие  у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации.

Подводя итог сказанному, игровые технологии в раннем возрасте могут не только интересно разнообразить образовательную деятельность, но и оказать существенное влияние на развитие речи детей, артикуляционного аппарата, мышления и памяти, а также стимулируют познавательные процессы и интерес ребенка к совместной деятельности.

Категория: Турухина Наталья Николаевна | Добавил: Ромашка (23.02.2021)
Просмотров: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Вход на сайт
Поиск
Меню сайта
...
Президент России
Правительство Ульяновской области
Министерство образования и науки Ульяновской области
Министерство образования РФ
Российское образование. Федеральный портал.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Профессиональное образование в Ульяновской области
Портал информационной и технической поддержки программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования
Муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Цильнинский район Ульяновской области
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0