Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 27.09.2020, 04:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад "Ромашка"

Каталог статей

Главная » Статьи » Личный кабинет » Мигукова Ирина Андреевна

Консультация для воспитателей

"ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ".

Автор: воспитатель Тарасова Ирина Андреевна  

Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является работа по формированию правильной осанки.
   Правильная осанка - одним из важнейших показателей здоровья. Именно она создаёт условия нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая и т.д. осанка имеет не только эстетическое, но и социальное значение. Ведь максимальную работоспособность как в труде, так и в
учебной деятельности можно достичь, лишь имея правильную (рациональную) осанку.
   Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей,
своевременное выявление её нарушений и их активное устранение. Формирование осанки у человека продолжается на течение всего периода роста. У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными.
  Правильная осанка не возникает сама по себе: как и любой двигательный навык, её необходимо формировать с самого раннего детства. Формированию нарушений осанки способствует гипокинезия – недостаток общей двигательной активности, на фоне которой в первую очередь страдает мышечная система.
   Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.
   Во многом решение задачи по правильному воспитанию осанки облегчает увлечение детей спортом. Спортивные тренировки, помимо положительного влияния на состояние мышечной системы, способствуют развитию двигательных качеств: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.
   Поскольку условия окружающей среды оказывают влияние на рост и формирование осанки, родители, родственники. И сотрудники дошкольных учреждений должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют полноценное питание. Свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела ребёнка, оптимальная освещённость, привычки правильно переносить тяжёлые
предметы, сидеть за столом. Расслаблять мышцы тела и следить за собственной походкой.
   Воспитание ощущения правильной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лёжа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельные занятия. Часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Все это признаки плохой осанки. Осанка — это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. 

К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. Только когда ребенок становится взрослее — замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на нее оказывают влияние и другие многочисленные факторы. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. 
Возникновению дефектов осанки также способствуют:

1.                 несоответствующая росту мебель;

2.                мягкая постель с высокой подушкой;

—    ношение тяжестей; 
—   плоскостопие;

1.                 недостаточная освещенность в помещении;

2.                 безразличие (лень) к своей внешности.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых, переболевших в раннем детстве рахитом. Необходимо также учитывать экологическое состояние окружающей среды, которое оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение, их физическое здоровье. 
Чтобы определить, есть ли нарушение осанки, необходимо осмотреть ребенка. Поставить ребенка в хорошо освещенном помещении спиной к себе на возвышение так, чтобы его лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, но без майки). Чтобы  снять возникшее первоначальное напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника, разговаривайте с ним, попросите его рассказать стихотворение или задайте вопрос о его любимых игрушках или увлечениях. Отметьте спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну горизонтальную линию или одно немного (гораздо) выше другого, развернуты или сведены; посмотрите со спины: не отстают ли лопатки, симметричны ли предплечья. 
Физические упражнения как главное средство предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте. 
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения (приложения 3—5). Чтобы правильно их подобрать, нужно учитывать данные вышеописанных осмотров в индивидуальной работе с детьми. Надо обращать внимание на осанку не только на занятиях, но и в повседневных видах деятельности. Для этого следует использовать и словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка. 
Так, упражнения для малышей 2—3 лет носят игровой характер: имитируются движения птиц, животных, насекомых. Главное в них — вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Великан» предлагается малышам: «Вырастем большими! Потяните руки вверх»; в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, делает перекаты в разные стороны. Дети старшего дошкольного возраста могут понять пользу упражнений, которые они выполняют: с их помощью они смогут стать здоровыми, красивыми, подтянутыми. Для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя настойчивость и усилия. 
Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота. 
Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с  развернутыми плечами; для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребенка, дав голове правильное положение (предлагаем дойти до определенного места, не уронив мешочка, снять его и вернуться так, как будто на голове все еще лежит мешочек). 
К обучению детей прыжкам надо подходить очень осторожно, обращая внимание не на овладение той или иной высотой (длиной), а на мягкое приземление: «Кошка прыгая, приземляется на свои лапки спокойно и мягко. Давайте и мы спрыгнем (перепрыгнем), как кошечка — мягко и на носочки». Если у взрослых роль амортизатора выполняют не только ноги, но еще и естественные кривизны позвоночника, а у ребенка этикривизны выражены меньше, поэтому позвоночник менее устойчив к деформирующим воздействиям извне, вызванным прыжками. 
При упражнении в лазанье надо следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо; кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч, иначе лазанье может неблагоприятно влиять на осанку. «Сегодня вы должны постараться залезть на гимнастическую стенку, как смелый пожарник, и позвонить в колокольчик, подвешенный на ступеньке». 
Упражнения в подлезании, перелезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины. Однако надо помнить, что после этих упражнений надо использовать такие, в которых дети могут активно выпрямить позвоночник: добежать до стоек, на которых подвешены ленточки, и, подпрыгнув, достать их.

При проведении упражнений в метании надо обращать внимание на правильный замах и позу туловища. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса. Для одинаковой нагрузки на все мышцы плечевого пояса упражнения в метании надо выполнять как правой, так и левой рукой. 
Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье и др. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота. Целесообразно применять ряд специальных упражнений корригирующего характера: «Велосипед», «Уголок», «Лягушонок», «Рыбка», «Кошечка», «Лодочка» и др. Их рекомендуется включать в физкультурные занятия (при проведении вводной и основной части), использовать в спортивных играх, утреннюю гимнастику. Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счет многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются следующие мероприятия: 

—    изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого. Он должен понять, что для этого необходимо произвести некоторые действия (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы); 
—    упражнения у вертикальнойплоскости. Ребенок прикасается к плоскости (стена без плинтусов, дверь) пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребенок научится стоять правильно у плоскости, рекомендуются различные упражнения — отведение рук, ног в стороны, приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками. Целесообразно сочетать упражнения с удержанием предметов на голове; 
—    ношение различных предметов на голове. К этим упражнениям относятся: ходьба на носках, по бревну, на коленях, приседания, лазание по гимнастической стенке (не уронив при этом положенный на голову предмет); 
—    координация движений, умениевладеть своим телом. Здесь полезны упражнения в равновесии и балансировании. Например, стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге. 
Не каждый ребенок имеет возможность поплавать в бассейне, а гимнастический мяч, моделирующий неустойчивость водной среды, всегда под рукой. Мячи, как средство развивающе-оздоровительно-коррекционной работы, используются в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат и механизм равновесия. Большие гимнастические мячи (диаметром от 45 до 55 см) появились не так давно, но уже успели заинтересовать и стать любимой игрушкой детей. 

Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования чувства равновесия, ритма движений. 
Неоценима работа на мячах в плане стимуляции всех опорно-статических систем тела. Активная позиция «сидя» мобилизирует структуры позвоночника, мышцы груди и живота в формировании правильной осанки. 
В период формирования правильной осанки у большинства детей в возрасте 5—7 лет наблюдается отставание в физическом развитии, а именно слабость мышечного корсета. Это состояние ребенка, когда у него еще не развиты мышцы живота, слабые мышцы спины, ног, еще не сформированы свод стопы и изгибы позвоночника, что может серьезно повлиять на дальнейшее его развитие, как физическое, так и психическое. 
С учетом возраста детей одним из эффективных средств развития и коррекции осанки детей являются занятия с применением больших гимнастических мячей. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может. Все требуемые движения он выполняет непроизвольно. Работа на мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч — это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком. 
Так же большие гимнастические мячи, неоценимы при проведении эстафет, подвижных игр. Например, допрыгать, держась за «рожки» мяча, до определенного места и вернуться обратно; усложненный вариант игры «Ловишка» (на мячах). 
Основные исходные положения работы на мяче:

1.              сидя на мяче, ноги на полу, согнуты на коленях;

2.              стоя на полу на коленях, руки на мяче;

— лежа на животе на мяче; 
— лежа спиной на мяче; 

— лежа на мяче на боку, опираясь об пол руками.  

Категория: Мигукова Ирина Андреевна | Добавил: Ромашка (10.11.2015)
Просмотров: 535 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Вход на сайт
Поиск
Меню сайта
...
Президент России
Правительство Ульяновской области
Министерство образования и науки Ульяновской области
Министерство образования РФ
Российское образование. Федеральный портал.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Профессиональное образование в Ульяновской области
Портал информационной и технической поддержки программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования
Муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Цильнинский район Ульяновской области
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0