Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о народных промыслах России: Городец, Гжель, Дымка, Хохлома.
2. Продолжать знакомить с декоративным рисованием.
3. Закреплять особенности гжельской росписи, умение составлять из ее элементов композицию.
4. Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
5. Развивать чувство прекрасного через украшение готовых изделий.
6. Воспитывать интерес к народным промыслам русского народа, его традициям.
Предварительная работа: рассматривание альбомов Гжель, Городец, Дымка, Хохлома; беседа о народных промыслах; д/и «Дорисуй узор», «Художественные промыслы»; роспись силуэтов посуды; заучивание стихотворений; изготовление посуды папье – маше; собрание изделий народно – прикладного искусства.
Материал и оборудование: изделия русских народных промыслов; аудиозаписи народной музыки; презентация «Народные промыслы»; разрезные картинки для игры; краски гуашевые, кисти, баночки с водой; набор посуды папье – маше; фартуки; короба; русские народные костюмы; карусель.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Ход.
Дети под русскую народную мелодию входят в зал.
Воспитатель (в русском народном костюме):
На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Выходят двое детей с павлово - посадскими платками, образуя из платков ворота.
1 ребенок:
Ото всех дверей
Ото всех ворот
Проходи скорей
Торопись, народ.
2 ребенок:
Открываются ворота
Заходи, кому охота.
Дети один за другим проходят в ворота.
Воспитатель: С давних времен у русского народа был обычай – устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из разных мест продавцы и покупатели. А многие приходили себя показать, да на других посмотреть.
Кроме торговли здесь можно поиграть в различные игры, померяться силой.
( стук в дверь )
Входит коробейник. Дудит.
Коробейник: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары,
Продаются самовары,
Покупают люди сумки
И отличные игрушки!
Воспитатель : Вы знаете, кто к нам пришел?
- Правильно, коробейник. Ходит он по ярмаркам, продает товары.
Коробейник: Видите, сколько у меня в коробе товара. Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать.
Воспитатель: Отправимся ребята на ярмарку?
Поможем коробейнику?
( Дети с радостью соглашаются ).
Коробейник : Да вот сомневаюсь я, сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары?
Воспитатель : Конечно, знают.
Коробейник : А вот мы сейчас проверим.
Воспитатель: А ты нам покажи свои товары.
Коробейник: Показать то я покажу, если отгадаете мои загадки.
Коробейник загадывает загадку:
Вечера зимою длинны
Лепит мастер здесь из глины
Все игрушки не простые
А волшебно - расписные:
Кружочки клеточки полоски,
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
- А вы знаете, что это?
Дети: Дымка.
Коробейник: Правильно, вот она, дымковская игрушка. А что вы еще знаете об этом промысле?
Воспитатель: Мы тебе расскажем и покажем.
Рассказ ребенка с презентацией о народном промысле – Дымка.
Дымковская глиняная игрушка названа по селу Дымково, где она появилась. На ярмарке игрушки народных мастеров были самым ярким украшением. Дымковские игрушки-свистульки были у всех- и у детей и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Потом их белят мелом и начинают расписывать. Сказочные кони, индюки, барышни, карусели. И всё это- настоящее чудо!
Коробейник: Молодцы!Слушайте следующую загадку:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Дети: Городец.
Коробейник вытаскивает доску с городецкой росписью.
Воспитатель: Послушай наш рассказ о Городце.
Рассказ ребенка с презентацией о Городце.
На реке Волге есть старинный городок, Городец. А за ним леса большие и дремучие. Издавна народные мастера делали изделия из дерева, и дома украшали резьбой, словно терема расписные. А сейчас они делают из дерева игрушки, мебель, посуду, прялки и очень красиво их расписывают яркими цветами, бутонами, жар-птицами, конями. Мастера – художники рисуют по желтому, синему, красному фону и обязательно покрывают лаком.
Коробейник: Ну, что ж, молодцы! Третья вам загадка:
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Как зовут товар такой?
Дети: Хохлома.
Воспитатель: Ребята, а почему так называется этот промысел?
(Ответы детей: по названию села Хохлома)
- Эти изделия не сразу приходят к нам такими красивыми и яркими. Мастерам приходится долго потрудиться.
-Скажите, с чего начинается изготовление хохломских изделий? Верно, сначала вырезают предметы из дерева.
-А что следует за этим? (Ответы детей: Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают лаком и высушивают в печах)
- А какие основные цвета используют мастера – художники?(красный, черный, зеленый, желтый)
- Ребята, какие элементы узора вы можете назвать, глядя на хохломские изделия?( веточки, кустики, ягодки, цветы)
Коробейник: Молодцы, ребята! Вижу, хорошие помощники из вас выйдут.
Воспитатель: А я хочу с вами поиграть в игру «Разрезные картинки»
Игра «Разрезные картинки»
(Дети , взяв по одной из разрезных картинок, под музыку двигаются по залу. На полу разложены три обруча. С окончанием музыки они должны объединиться и собрать в каждом из обручей картинки: с хохломским изделием, городецким и дымковским.)
Коробейник: Ой, ребята, что это за чайник в моем коробе? Белый, не расписанный? Видно мастер забыл сделать свою работу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие мастера расписывают изделия из белой глины?
Дети: Гжельские.
Коробейник: Гжельские? Что - то я о них слышал, а что, не припомню.
Воспитатель: Тогда послушай, коробейник, нашу сказку.
Рассказ ребенка о Гжели.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.
Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
Лепили гжельские мастера животных и птиц.
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Всего одна краска! А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
Коробейник: Какая замечательная сказка!
Воспитатель: Ребята, какую красоту создавали мастера гжельской росписи!
А вы хотели бы попробовать украсить росписью свои изделия как гжельские художники? Тогда пройдемте в наши мастерские и распишем наш чайник, блюдца и чашки. И у нас с вами получится гжельский сервиз, который можно будет продать на ярмарке.
Коробейник: А можно и мне с вами , друзья, попробовать?
Воспитатель: Давайте пригласим с нами и Коробейника. (Дети радостно соглашаются)
Все вместе проходят за столы, одевают фартуки.
Воспитатель: Ребята, какой любимый цветок у гжельских мастеров? Верно, это роза. Главным элементом на нашем сервизе также будет роза. Кто из вас хочет напомнить ребятам, как нужно ее рисовать? (Показ образца ребенком)
- А какими еще элементами дополняют мастера этот рисунок? (Ромашка, капелька, завиток, сеточка, волнистые линии)
- Давайте вспомним , как рисуются некоторые из них. (Показ ребенка)
- Какие элементы росписи мы рисуем широкими мазками, нажимая на всю кисть, а какие кончиком кисти? (Ответы детей)
- Сейчас посмотрите внимательно на образцы тарелки и чашки и приступайте к работе.
Воспитатель: Какие замечательные изделия у вас получились! Славно потрудились. Только им нужно немного подсохнуть. А пока мы поиграем с вами в игру.
П/и «Золотые ворота»
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Воспитатель: Вот и наши чашки ,блюдца подсохли, можно нести на ярмарку. Давайте договоримся о цене. Коробейник нам подскажет, какие нынче цены на ярмарке. (Договариваются, по какой цене будут продавать изделия)
Коробейник: Где мои помощники? Надевайте короба, складывайте туда товар.
«Идут» на ярмарку.
Ребенок Скоморох: До чего ж хорош наш товар!
Эй, народ не зевай! И товар наш раскупай! Чашки. Блюдца расписные, гжельские!
Воспитатель:Ай да молодцы, весь товар распродали! А теперь пришло время на наших девочек полюбоваться.
Скоморох:
- Эй, девчата выходите
Хороводы заводите
Сарафаны расписные
Добрым людям покажите.
Танец « Гжель»
Воспитатель: Молодцы наши девочки красавицы! Ну, а какая же ярмарка без весёлья?
Выходи, честной народ, на весёлый танец!
Все вы вместе становитесь , да на нашей карусели прокатитесь!
Дети становятся на веселый танец. Приглашают гостей.
Воспитатель:
Мы на ярмарке весёлой побывали!
Спасибо всем за посещение,
А теперь вас ждёт угощение!
Угощенье принимайте - петушки на палочке
Ну, а к чаю - пироги, пряники, бараночки!
Воспитатель выносит поднос со сладостями, угощает детей и гостей. |