Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 25.09.2020, 13:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад "Ромашка"

Каталог статей

Главная » Статьи » Личный кабинет » Рафикова Алеся Геннадьевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивом развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

За последние годы произошел значительный сдвиг ценностных установок, относящихся к семейной жизни. Происходит переориентация женщин с семьи, как смысл о жизненной ценности на профессиональную деятельность и карьерный рост. В большинстве случаев из-за полной занятости женщины на работе «усеченной» оказывается роль матери. Активно перенимая мужские социальные роли, женщина почти автоматически перенимает и мужские особенности поведения: агрессивность, властность, диктат, силовые приемы в решении конфликтов. Нередко и мужчина, глава семьи, лишен внутренней свободы, уверенности в себе, ему присущи вялость и пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия для большинства семей становятся непозволительной роскошью.

Несмотря на то, что в настоящее время многие семьи утрачивают функцию «психологического единства» и «духовного убежища», у индивида сохраняется потребность в общении с любящими его людьми, в принятии его «значимыми другими». Семейные ценности остаются неповторимыми, их не могут заменить никакие другие, они вечны и общезначимы. Культура людей немыслима без семьи, детей, любви, супружеских и родственных отношений, связи таких систем, как «муж - жена», «мать - ребенок», «отец - сын», «брат - сестра» и т.д. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием человеческих отношений, которые создают его нравственные устои.

Сегодня возрастает интерес российского общества к проблемам семьи и семейного воспитания. Семья признается главным и основным институтом воспитания детей. В связи с этим возникает необходимость пересмотра содержания, форм, средств, технологий взаимодействия образовательных учреждений и семьи, разработки педагогических условий приобщения детей к семейным ценностям.

Механизмами, обеспечивающими приобщение ребенка к семейным ценностям, являются патриархальные семейные традиции (сбор родственников во время торжеств, праздников, застолье, «беседа по душам», подарки, забота о старших и младших членах семьи, уход за могилами предков, поминания, поддержание добрососедских отношений и др.), традиционный этикет, фольклор, трудовые традиции, народные игры, русское музыкальное и танцевальное искусство и др.

Игра в народной педагогике являлась одним из самых эффективных средств приобщения ребенка к семейным ценностям, усвоения мужских и женских ролей в семье. В играх воспроизводились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми, характерные для деревенского общества. С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в социуме, мужские и женские умения и навыки, оттачивались представления о Добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В процессе игр дети приучались к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.

И сегодня игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, осваивает стереотипы мужского и женского поведения.

Большой интерес детей к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей: смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Игра-драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия. Таким образом, в процессе игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В процессе игры и подготовки к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Данные характеристики, приобретаемые в процессе игр-драматизаций (взаимопомощь, внимание, забота, готовность выслушать), являются также и основными составляющими семейных отношений. Все это позволяет рассматривать игры-драматизации как одно из педагогических условий приобщения дошкольников к семейным ценностям.

В инсценировках, где дошкольникам предоставляется возможность проигрывания ролей привлекательных персонажей - добрых, заботливых, миролюбивых, отважных, должны находить отражение нравственные семейные отношения. Игры-драматизации воспитывают такие чувства, как гуманность, сопереживание, доброжелательность, способствуют проявлению сочувствия. Именно такие чувства определяют развитие Нравственной сферы детей дошкольного возраста, которые в условиях инсценирования проявляются наиболее живо и непосредственно.

В качестве сюжетов игр-драматизаций нужно выбирать сюжеты художественных произведений, которые своим содержанием формируют идеальные представления о социальных ролях матери/отца, жены/мужа, хозяйки/хозяина дома, которые в будущем предстоит выполнять девочкам и мальчикам. Художественные тексты необходимо отбирать по принципу | смыслового содержания, сам жанр используемой литературы не является принципиальным. Важно, чтобы художественное произведение заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно-развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько «сквозных» героев, наряду с героями эпизодическими, активно участвующими в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов. Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в играх-драматизациях, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из семейной жизни (смешной случай, важное событие, добрый поступок). Художественные произведения, отобранные для игр-драматизаций, должны способствовать формированию у детей представлений о крепкой, дружной семье, в которой почтительно, с уважением относятся к старшим, главной ценностью которой являются дети. Важно формировать у дошкольников собирательный, обобщенный положительный образ девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких).

Образцом самоотверженной любви, милосердия является образ Аленушки в сказке С.А. Аксакова «Аленький цветочек». В качестве педагогического приема можно использовать драматизацию отдельных фрагментов, ярко раскрывающих нравственные качества героини и реплики, отражающие ее отношение к батюшке и Чудищу лесному: «Милый батюшка», «Ах, встань, пробудись, милый друг».

В процессе игр-драматизаций у девочек и мальчиков формируются представления о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре. Дошкольники учатся устанавливать общность и отличие действий своих и характерных для их мам и пап, сравнивая, анализируя и проигрывая жизненные ситуации: досуг на природе, приобретение в дом продуктов и мебели, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи. Детям можно предложить выполнить различные творческие задания, например:

• представить и изобразить, как «мама» укладывает спать «ребенка», напевает ему песенку, нежно баюкает и ласкает;

• изобразить интонацией, движениями, как «старенькая бабушка» рассказывает «внукам» сказку, печет пироги, идет в магазин за продуктами;

• пользуясь мимикой, передать эмоции радости, нежное, заботливое отношение любящих «родителей» к своим «детям»;

• изобразить с помощью мимики, жестов, интонации «гневную жену», вызвав у детей осуждение, негативное отношение к увиденному;

• показать, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

• произнести от лица «мамы» определенную фразу (например: «Почему ты не убрала за собой игрушки?»)возмущенно, удивленно, с грустью, тихо, громко, передавать позой, что в данный момент делает мама;

• изобразить, как обращается к детям («Здравствуйте, дети!») папа, если он уставший, в хорошем или плохом настроении.

Такая работа помогает сделать драматизацию интереснее и содержательнее.

С помощью игры-драматизации дошкольников знакомят с правилами поведения в семье: уважать интересы каждого, не пользоваться личными вещами без разрешения, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать заниматься любимым делом, отдыхать, проявлять заботу друг о друге, о малышах и пожилых, просить прощение за причиненные неудобства. Дети усваивают мысль, что в крепкой, дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми, счастливыми.

Представления о семейных обязанностях также возможно формировать посредством игр-драматизаций. Детей знакомят с тем, что папы и мамы, мальчики и девочки выполняют разные обязанности в семье. Той работой, где нужна сила, выносливость, твердость, решительность, чаще занимаются мужчины, а той, где требуется терпение, усердие, кропотливость, доброта, забота, - женщины. Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают уют и тепло в доме.

Категория: Рафикова Алеся Геннадьевна | Добавил: Ромашка (08.10.2019)
Просмотров: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Вход на сайт
Поиск
Меню сайта
...
Президент России
Правительство Ульяновской области
Министерство образования и науки Ульяновской области
Министерство образования РФ
Российское образование. Федеральный портал.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Профессиональное образование в Ульяновской области
Портал информационной и технической поддержки программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования
Муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Цильнинский район Ульяновской области
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0