Для
дошкольных учреждений существует опыт и различные подходы к
духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное
развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят
о кризисе нравственности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в
доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению
представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие,
справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий
рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и
проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного
сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются
сегодня у детей дошкольного возраста.
Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в
том числе, и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного
здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение
ребенка к миру, эмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.
Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка,
совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения
со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные
представления о добре и зле.
Надо воспитать ребёнка, чтобы он вырос добрым
к окружающим, отзывчивым, способным к состраданию.- Как писал А. В. Луначарский
" маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого
ломать”.
Мы
стараемся воспитывать ребёнка с самого раннего детства в семье и в детском саду
и воспитывать, в первую очередь, такие нравственные качества как душевность,
совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные,
самые главные качества.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается «Воспитание на социокультурном опыте в
дошкольном образовании», которая помогает воспитывать лучшие душевные качества
ребёнка, начиная с самых ранних лет на доступном, понятном и близком для него
материале. Программа даёт представление
о самом важном в жизни человека - «Луч
добра». Она
опирается на воспитание послушания, почитание родителей, заботу о близких,
терпение, доброту, сострадание.
Цель духовно-нравственного
воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им
духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
Задачи:
-интеллектуальное
и духовное обогащение детей;
-элементарное
знакомство с православной верой;
-формирование
представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
-возрождение
русских национальных традиций и обычаев;
-сохранение
нравственных семейных ценностей.
Отрадно, что
в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1
января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет
приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих
положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО
является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Из числа
многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, общества, семьи.
Для этого в
нашем детском саду реализуются следующие задачи:
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является создание в ДОУ системы
духовно-нравственного воспитания на отечественных традициях с учётом
современного опыта.
Основные задачи:
- Создание внешних и внутренних условий для реализации системы
духовно-нравственного воспитания в детском саду, дома.
- Продолжать использовать различные формы работы с детьми по проблеме
духовно-нравственного воспитания.
- Организация профессионального воздействия с другими организациями,
работающими в данном направлении.
- Вовлечь родителей в данную работу посредством совместных мероприятий,
совместных проектов.
- Обеспечение научно-методической помощи педагогам, распространение
накопленного опыта.
Своё выступление акцентирую
внимание на взаимодействие с родителями детей – законными представителями, так
как является
неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ.
Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных
целей и задач.
Методы,
используемые в сотрудничестве:
-
Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, устные журналы,
папки-передвижки,консультации
-Открытые
мероприятия с использованием детско-родительских проектов
-Встречи
с родителями
-Часы
чтения художественной литературы с участием родителей
-
Родительские собрания нетрадиционной формы с показом театральной представлений драматизации,
показом презентаций
-
Конференции и общие родительские собрания «Воспитание детей - забота общая»
с участием психолога, инспекторов ГИБДД,
библиотекарем, отца Ростислава, врачей-педиатров
- Клубы «Ты мне нужен папа», «Кроха» молодой семьи, «Мы вместе»
-Посещение
музеев «Славы», «Истории возникновения села», «Спортивных достижений»,
находящиеся в селе Большое Нагаткино.
-экскурсии
в храм « Всех скорбящих радость»
-
организация выставок совместной деятельности детей и родителей: Пасхальное яйцо, осенняя
фантазия, новогодний сувенир, «Золотые руки моей мамы», «Бабушки руки не знают скуки»…
-
Оформление зимних огородов на окне, а летом
мини–цветников на участке детского сада с целью воспитания трудолюбия, как одного из аспектов нравственного воспитания детей
-
Субботники, где дети видят труд своих родителей на своём участке при создании малых
архитектурных форм , что способствует воспитанию у детей уважительного
отношения к труду взрослых
-
Сотрудничество с приходом Арских храмов
совместно с Министерством образования и науки Ульяновской области на базе
областного духовно-патриотического Центра «Арское» г. Ульяновска, что
способствует духовно- нравственному
воспитанию с младшего возраста.
Работая в тесном сотрудничестве с приходом Арских храмов, традиционно участвуем
во Всероссийском Рождественском
фестивале с целью возрождения духовного, культурного и исторического наследия
России, ее лучших исторических традиций: «Вестник добра», «Живое слово»,
«Пасхальное яйцо», где дети занимали
призовые места, экскурсия вместе с родителями в Храм
Богоявления святой Ксении.
Ознакомление детей с Русской Православной Церковью возрождает национальное и
духовное самосознание, воспитывает достойного гражданина и патриота России, развивать
творческие способности детей, создаёт условия для умственного и физического
совершенствования подрастающего поколения, воспитывает волевые качества, позволяет
расширить духовно-нравственные представления детей. Дети совместно с родителями
принимают участие в конкурсе рисунков и
поделок, где занимают призовые места.
Работа по духовно-нравственной личности ребенка показывает, что самым слабым
местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям
осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться
нравственные и духовные обычаи. То, что ребёнок в детские годы приобретает в
семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому для них
проводятся консультации, дни открытых дверей, собрания. Все родители вместе с
детьми оформляют страницы Альбома «Мои семья». Принимают активное участие в
акции, например: «Поможем птицам». В
группах детского сада на творческой неделе по духовно- нравственному воспитанию
проводились открытые мероприятия НОД с использованием совместных детских
родительских проектов на темы: «Наши добрые сердца», «История моей малой
Родины», «Это я и моя семья», «Чудесный звон колоколов в душах радость
пробуждает», «Духовно нравственное воспитание детей посредством художественного
слова. Проводилось общее родительское собрание на тему: «Духовно – нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности
ребёнка». В группах проводились
родительские собрания
нетрадиционной формы с
использованием детских родительских
проектов на темы: «Духовно нравственное воспитание ребёнка через семейные традиции», « Духовное единство
детей и родителей в подготовке будущего
защитника Родины через спортивные мероприятия», «Народов много – страна одна», «Папа, мама- моя радость», « Мама мамочка
моя», «Возлюби ближнего, как самого себя».
Работая
с детьми младшего возраста закладываем основу духовно- нравственного
воспитания. Мы в 1
младшей группе знакомили детей с семьёй, оформили альбомы: «Моя семья». Создавались
совместные проекты:
«Моя мама», «Мой папа дарит свет». Оформили фотовернисаж : «Я знаю, где
работает мой папа и моя мама». Участвовали во Всероссийском Рождественском фестивале в Арском в конкурсе поделок в номинации
народно- прикладное искусство.
В заключении хочется сделать вывод: у детей
развиваются представления о высших моральных ценностях (добро и зло,
дружба, сопереживание). Мы с педагогами и администрацией детского сада взаимодействуем с родителями наших
воспитанников, ведь основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и
дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей
важно участие родителей в жизни детского сада. В нашем детском саду налажено взаимодействие
с семьей: посещение родителями группы,
присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.
Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного
процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.
Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада
родители приобретают опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и
педагогическим коллективом в целом.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает
им увидеть мир с позиции ребенка, относиться к своему ребенку, как к личности,
знать сильные и слабые стороны ребенка, формирует доверительные отношения с
ребенком, участвовать в его делах.
Ведущим принципом в работе нашего дошкольного образовательного учреждения по
духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и
творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Надеюсь, что наши
дети будут всесторонней развитой личностью доброжелательными, способными помочь, отзывчивыми.
Ведь мы взрослые выступаем
в роли «сеятелей», мудрого, доброго и
вечного. |