Цели: формировать экологическую культуру у детей; прививать интерес к птицам и воспитывать бережное отношение к ним. Задачи: развивающие: • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания; • совершенствовать диалогическую речь; воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение к птицам; • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам. образовательные: • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; • формировать умения и навыки наблюдения за птицами. Предшествующая работа: Беседы о птицах; чтение произведений М.Горького «Воробьишко», Сухомлинского « О чём плачет синичка?»... Разучивание стихов , пословиц, поговорок , отгадывание загадок ; проведение наблюдений на прогулке за птицами , рассматривание картины о птицах , использование настольно – печатные игр : «Разрезные картинки» , лабиринты « Помоги птицам», подвижных игр («Воробушки и кот», «Перелётные птицы», «Ворон», «Птицы»…)., рисование на темы («Птицы», «Повесим кормушку в саду», «Снегири и синицы» -использование нетрадиционной техники рисования ладошками и пальчиками), лепка зимующих птиц. Просмотр мультфильмов о жизни птиц : «Высокая горка», «Оранжевое горлышко», «Весёлый огород», «Как дед великое равновесие нарушил», презентации «Зимующие птицы». Консультации с родителями , изготовление кормушек и участие в акции «Птичья столовая». Подготовка воспитателя : Подбор стихов, загадок, игр , картинок к слайдовой презентации «Зимующие птицы» , создание презентации , запись пения птиц, панно с изображением дерева , подбор и распечатка красочных картинок с изображением зимующих птиц.
Материал к занятию : Проектор, ноутбук, слайдовая презентация на флешке, мяч, панно с изображением дерева, картинки зимующих птиц , ножницы, гуашь красного и жёлтого цвета, влажные салфетки. Ход непосредственно- образовательной
деятельности.
Ребята,
к нам пришло письмо. Ой, да тут загадка, послушайте :
Кто
отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
Снится ночью пауку
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... ( Правильно, птица.)
Сегодня,
мы с вами поговорим о птицах.
Картинка с изображением разных птиц появляется на слайде.
Слайд №1 «Красивые птицы на дереве».
Кто же такие птицы?
(Высказывания детей.). Птицы - такие животные, тело которых покрыто перьями. Птицы – наши
верные пернатые друзья. Они являются истинным украшением нашей природы
(особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или
своеобразному "пению”. Они приносят огромную пользу человеку: истребляют вредных насекомых, уничтожают червей, жуков. У птиц есть крылья, и они умеют летать. Ребята, но есть птицы,
которые не умеют летать. Назовите их.
Слайд №2 с изображением птиц. ( Снегирь, ласточка, голубь, страус, пингвин). Да, страус, пингвин не умеют летать. Чем они отличаются от других
птиц?
Страус
крупнее всех птиц. Страус бегает очень быстро и на дальние расстояния. Пингвин очень хорошо плавает.
Слайд №3 «Птицы
бывают домашние и дикие». (в верхнем ряду дикие: кукушка, лебедь, воробей; в нижнем ряду: индюк,
курица, гусь, утка.)
Почему
птицы называются домашними? Домашними
называются птицы, которые живут рядом с
человеком. Человек ухаживает за ними, заботится, кормит. Птицы приносят пользу
человеку. Катя покажи и назови домашних
птиц.
Ребята,
а какие птицы называются дикими? Дикими
называются птицы, которые живут вдали от человека, сами находят корм, сами
строят себе жилище- гнездо. Выводят и
воспитывают своих птенцов. Самостоятельно спасаются от врагов.
Птицы
бывают перелётными и зимующими.
Слайд №4 «Полёт стаи птиц на юг». Как вы думаете, почему они называются
перелётными? Перелётными называются
потому, что они ежегодно с наступлением холодов совершают перелёт в тёплые страны и
возвращаются весной обратно. .
Слайд №5 «Зимующие птицы».
Почему
птицы называются зимующими? Ответы детей.
Зимующие – птицы, которые
остаются зимовать. Они нуждаются
в помощи человека.
Сегодня, мы с вами поговорим о зимующих птицах. Вставайте в круг. Я буду бросать мяч, а вы
должны поймать мяч и назвать зимующую птицу. Молодцы, справились с заданием.
Теперь с вами будем
отгадывать загадки. Ирина загадай
ребятам загадку: « Спинка синеватая, животиком желтоватая, чёрненькая шапочка,
беленькие щёчки». Кто же это? Сейчас мы
проверим, правильно ли вы отгадали. Отгадка появится на экране.
Слайд №6 «Синичка». Правильно,
молодцы.
Дима загадай нам загадку: «Чернокрылый, красногрудый
и зимой найдёт приют. Не боится он простуды. С первым снегом тут, как тут». Кто
же это?
Слайд – анимация
№7 « Снегирь».
Серёжа
загадай ты: « Чёрная жилеточка, красная шапочка, по деревьям стучит, но их не
калечит, а лечит. Кто же это? Дети
отгадывают.
Слайд- анимация №8 «Дятел»
Настя
загадай: « Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая самая
болтливая. Правильно - это сорока.
Слайд- анимация №
9 «Сорока».
Теперь
поиграем в игру «Четвёртый лишний».
Слайд №10 «Изображение
птиц: воробей, грач, голубь, петух». Почему вы думаете, что это
петух? Петух - это домашняя птица, а
воробей, грач и голубь - дикие.
А сейчас мы
поиграем в игру «Угадай птицу ».
Слайд – анимация
№ 11»Угадай птицу».
На экране появляются отдельные части изображения птицы (разрезные картинки). Дети угадывают изображение птицы и называют.
Правильная отгадка появляется на экране (поочерёдно : снегирь, воробей, дятел).
Следующая игра «Угадай, кого не стало?».
Слайд № 12
«Угадай, кого не стало?». На слайде
изображение зимующих птиц (воробей, снегирь, голубь, дятел, синица, сорока ).
Дети закрывают глаза, при помощи
анимации в презентации – птичка
пропадает. Воспитатель спрашивает детей, когда они открывают глаза:
«Кого не стало?» Дети называют: не стало снегиря, сороки, дятла. Молодцы,
правильно угадали.
Слайд № 13 «Нахохлившийся воробей». Воспитатель: « Как вы думаете, что с
ним случилось?» Высказывания детей... Зима – очень трудное время
года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы с вами можем
помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц). Дима расскажет
нам, как он вместе с папой построил кормушку. Рассказ ребёнка из опыта с использованием слайдов. Мы с папой решили помочь птицам - сделать кормушку для птиц.
Слайд № 14
«Виды кормушек: из дерева, пластика, картона».
Мы в интернете посмотрели разные виды кормушек.
Кормушку можно сделать из разных материалов: из стеклянной банки, из картонной
коробки, из пластиковой бутылки, из деревянных досок …
Слайд № 15 «Деревянная кормушка». Мы
решили сделать кормушку из дерева, так как она самая прочная, практичная.
Слайд № 16 «Дима рисует кормушку». Я
придумал и нарисовал на листе бумаги свою кормушку. Мы решили сделать её по
моему эскизу.
Слайд № 17 «Дима с набором инструментов»
Я и папа приготовили всё необходимое для работы : дощечки, гвозди,
молоток, ножовку.
Слайд № 18 «Делаем замеры». С
помощью линейки и карандаша мы начертили
линии.
Слайд №19 «Работа
спорится». С помощью ножовки выпилили нужные
детали. Прибили стойки и крышу.
Слайд № 20 «Наша
кормушка». Наша кормушка готова. Кормушка получилась
красивая, необычная, добротная, прочная,
деревянная .
Слайд № 21
«Дима с папой вешают кормушку». Мы
одели верхнюю зимнюю одежду и вышли в сад.
Привязали верёвочку к кормушке и повесили на толстую ветку яблони.
Слайд № 22
«Кормим птиц». Каждый день мы подкармливаем птиц.
Птицы стали частыми гостями в нашем саду. Я рассказал об этом своим друзьям в детском
саду.
Слайд № 23 «Птичья столовая». Мы с папой
сделали ещё одну кормушку и приняли активное участие в акции «Птичья
столовая». Все дети нашей группы приняли активное участие.
Слайд № 24 « На
участке детского сада». Кормушки развесили на ветках деревьев нашего участка, а также в ближайших парках и садах. Мы радуемся, когда птицы
прилетают к нам в гости.
Покормите
птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Ребята, а что же можно насыпать в кормушки? Дети перечисляют. А сейчас
мы проверим.
Слайд № 25 «Чем
питаются птицы?
Для корма птицам пригодны семена различных растений:
подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также
годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или
мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи,
барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит
еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст
удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Слайд № 26 «Чем
нельзя кормить». (Чёрным хлебом, жаренными
семечками, чипсами).
А сейчас мы с
вами «превратимся» в снегирей ( дети
бегают по залу и по сигналу воспитателя останавливаются).
Физкультминутка:
Зарумянились кустарники
Не
от утренней зари (Пощипывают
щечки)
Это
красные фонарики
Засветили
снегири. (Руки
поднять – вращение кистями)
Чистят
перышки пунцовые (взмахи
руками)
Воду
пьют из родника. (Руки за
спину , выполнять наклоны вперёд)
Переливы
бубенцовые (Хлопают в
ладоши).
Нам
слышны издалека!
Садитесь,
отдохните. Я хочу познакомить вас с
Леной и Серёжей, как они спасли воробушка. Надо составить рассказ по картинкам.
Слайд № 27 « Дети
нашли на снегу воробушка». Кто хочет рассказать? Иди Ирина . Кого ты видишь на картинке? Какое
время года? Как ты догадалась?. Посмотри
внимательно, подумай и расскажи, как ребята здесь оказались? Почему воробушек на снегу? Какой воробушек? Что дети
решили сделать?
Слайд №28
«Дети торопятся домой». Кто хочет рассказать по этой картинке? Катя
иди, расскажи. Что ты видишь на
этой картинке? Где же воробушек?.Как ты думаешь, куда идут дети?
Почему они торопятся?
Слайд № 29 «Дети
кормят птичку». Егор расскажи.
Подумай и скажи нам: «Где находятся
дети?» Почему ты так думаешь? Что
они делают? Что делает воробушек? Каким
стал воробушек?
Слайд № 30 «Дети
отпустили воробушка в природу ». Карина расскажи нам: Где находятся дети? Что они делают? Почему
ребята выпустили воробушка? Что делает птичка? Каким стал воробушек? Что ты думаешь о поступке детей? Что можно сказать о них?
Слайд № 31 « Как
дети воробушка спасли». (4 сюжетные
картинки). Ребята посмотрите внимательно, подумайте. Кто хочет рассказать нам рассказ: «Как дети спасли воробушка». Иди Серёжа.
Стояла
морозная ясная погода. Серёжа с Леной решили
погулять. Надели теплые шубки, вязаные
шапки, меховые варежки , обули валенки и вышли на улицу. Земля покрыта
снежным , пушистым, белым снегом. Снег на крышах домов, на деревьях. Они решили пойти в парк. Шли
они, шли и вдруг увидели на снегу воробушка. Дети
подошли к нему. Лена присела на корточки
, сняла варежки и взяла в руки птичку.
Воробушек был маленький, замёрзший, голодный. Девочка стала согревать его
своими тёплыми ладошками. Серёжа
наклонился и наблюдал за ними.
Дети
решили взять птичку с собой. Воробушка
положили в варежки и пошли домой
быстрыми шагами. Дети очень торопились, ведь воробушек был очень слаб. Они шли по тропинке мимо домов, мимо деревьев .
Дети
пришли домой: сняли верхнюю одежду, сели на палас возле тёплой батареи, которая обогревала
комнату. Поставили блюдечко возле воробушка
и насыпали ему корм. Он согрелся и стал клевать зёрнышки. Он оживился , стал радостным , счастливым, подвижным.
Ребята
сидели и любовались. Они были рады, что помогли ему в трудную минуту.
Так
воробушек остался в гостях.
В
зимнюю пору птицам тяжело, их нужно подкармливать. Серёжа смастерил кормушку и повесил на ветку дерева в парке. Лена насыпала
семена подсолнуха в кормушку. Дети знали, что дикие птицы, живя в неволе, могут погибнуть, поэтому они решили отпустить птичку в природу. Воробушек был довольный и
счастливый. С тех пор ребята стали частыми
гостями парка. Лена и Серёжа были
внимательными, заботливыми, доброжелательными по отношению к птицам .
Коллективная
работа: « Зимующие птицы»
Сейчас мы с вами тоже накормим зимующих птиц. На
столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам
понравилась. Дети подходят, берут картинку с изображением птицы и встают
вокруг стола.
Нужно будет
её вырезать , с обратной стороны снять защитную плёнку и наклеить на дерево.
Затем , набрав на пальчик красную краску
гуашевую, нарисовать на дереве гроздья рябины. Жёлтой краской нарисовать зёрнышки
в кормушке ( сделанная из коробки и привязанная к картине).
Посмотрите , какая картина у нас с вами получилась. Птицы очень рады.
Итог Что вы
узнали нового? Зачем нужны птицы?
Слайд № 32 «
Жизнь с птицами и без птиц».
Летом
птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять
сады, парки. А если не будет птиц , что может произойти? ( Высказывания детей). Поэтому птиц нужно
беречь, охранять и помогать им в трудное время. |