Уважаемые коллеги сегодняшнюю встречу хочется начать
с высказывания замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Истоки творческих
способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.
Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для
развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти
возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом
зависит от нас. Что мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его
деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же
его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность,
цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и
творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира,
и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое
воспитание.
- Уважаемые коллеги, что вы понимаете под художественно-эстетическим воспитанием?
Слайд
2.
- Художественно-эстетическое
воспитание - процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на
личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и
вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования
художественно-эстетическое развитие предполагает:
·
Развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира
природы.
·
Становление эстетического отношения к
окружающему миру.
·
Формирование элементарных представлений
о видах искусства.
·
Восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора.
·
Стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений.
·
Реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей.
- Уважаемые педагоги, скажите пожалуйста, что
относится к художественно-эстетической деятельности?
Слайд
3.
-
К художественно-эстетической деятельности относятся:
·
Изобразительная деятельность.
·
Музыкальное восприятие
·
Восприятие художественной литературы.
И сегодня мы с вами остановимся на
изобразительной деятельности.
Изобразительная
деятельность
– образное отражение действительности.
Видами изобразительной деятельности являются: Рисование, лепка, аппликация и
конструирование
Изобразительная
деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа,
синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью,
обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания,
наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном
развитии ребенка.
В
процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются
нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое
дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Эстетическое воспитание
дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы,
цвета, яркости и насыщенности красок.
-
Все это вы могли сегодня увидеть, и мы постарались показать в НОД.
Ключевая
роль ДОУ – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой,
физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим
сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями.
-
Уважаемые педагоги, как вы предполагаете, какие условия необходимо создать в
ДОУ для развития творческой личности ребенка?
- Важным условием для гармоничного всестороннего
развития дошкольников является создание предметно-развивающей среды, что мы с
вами педагоги можем сделать.
Предметно-развивающая среда - это комплекс
материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих
организацию жизни детей в дошкольном учреждении.
В нашем ДОУ в каждой возрастной группе оборудованы
зоны по развитию изобразительной
деятельности, в соответствии с
федеральным образовательным стандартом дошкольного образования и СанПином, отвечающие
следующим требованиям.
Слайд 4.
Насыщенность
Развивающая среда по организации
изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря. Обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их
эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность
самовыражения.
Трансформируемость пространства
Предметно-пространственная среда изменяется в зависимости от
образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной
деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по может быть преобразована в «выставочный зал»,
«галерею», «мастерскую» и т.д.
Полифункциональность материалов
Происходит
разнообразное использование различных составляющих предметной среды.
Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих
работ.
Вариативность среды
Происходит периодическая сменяемость,
обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное
насыщение с учетом специфики восприятия ребенком. п
Доступность среды
Среда организована так, что материалы и
оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находятся
в поле зрения ребенка, либо. Расходные материалы эстетичны, целые, чистые. Выставочные
места доступны для обзора детям.
Безопасность
Оборудование соответствует возрастным
особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия
цвета, формы, величины). Острые и режущие предметы (карандаши, ножницы)
хранятся в специально отведенных
коробках, шкафах. Высота столов и стульев соответствует
росту детей и они размещены так,
что при работе свет падает с левой стороны. Рабочие поверхности столов имеют покрытие светлого тона. Материалы,
используемые для облицовки столов и стульев,обладают низкой теплопроводностью,
стойкие к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5
метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.
Важнейший компонент зоны по развитию ИЗО деятельности в группах — это оснащенность.
При оснащенности зон материалами
обязательно учитывается возраст воспитанников.
Прежде всего, это материалы для НОД, как традиционные так и
нетрадиционные.
Слайд 5.
- На экране вы можете увидеть материал к разделам:
·
Рисование
·
Лепка
·
Аппликация
Большое значение в зонах по развитию
ИЗО деятельности имеют и наглядные материалы.
Слайд 6 .
Имеются репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные
жанры (пейзаж, портрет, натюрморт).
Слайд 7.
Музей по ознакомлению с
декоративно-прикладным искусством
(«Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.).
- На который имеется паспорт.
Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и
др.).
Плакаты на тему декоративно-прикладного искусства.
Ещё одна важная составляющая работы
по ИЗО деятельности в группах нашего ДОУ
— это стенды для детских работ.
Слайд 8.
Где подводятся итоги работы с детьми в НОД, затем
эти работы анализируются воспитателями для дальнейшей индивидуальной работы.
Все детские работы в течении учебного года
хранятся в индивидуальных папках.
- Для достижения целей и закрепления полученных
знаний, умений и навыков в НОД по данной теме в группах нашего ДОУ выделено
пространство и созданы условия для самостоятельной и индивидуальной работы с детьми.
Слайд 9.
Ежегодно педагогами на базе ДОУ организуются выставки детских работ на
следующие темы:
-«Вот моя мама!».
-«Наши защитники».
- «День любви, семьи и верности».
- «День Матери».
Плодотворная работа педагогов по художественно-эстетическому развитию
приводит к тому, что ни один творческий конкурс не проходит мимо наших
воспитанников и их родителей. Они становятся активными участниками конкурсов
вне ДОУ. Только за прошлый год наши воспитанники приняли участие более чем в
пятнадцати конкурсах.
Таких как:
-Первый областной конкурс детских рисунков «Моя ласковая бабушка».
- Региональный конкурс детских творческих работ на тематику «Профессия
пожарный».
- Региональный конкурс детских творческих работ на патриотическую тематику
«Есть такая профессия Родину защищать».
- Региональный конкурс «Земля-нащ дом: экология в рисунках».
- Межрегиональный конкурс «Пасха радость нам несет» в номинации «Пасхальный
натюрморт».
- Межрегиональный конкурс «Возродим Русь Святую» в номинации лучший рисунок
на тему «Рождество Христово».
- Международный конкурс «Привет страна».
- Тринадцатый международный конкурс детского творчества «Красота божьего
мира».
- Всероссийский конкурс рисунков «Дети рисуют президента Путина».
И другие.
Все наши воспитанники, принявшие
участие в конкурсах были награждены грамотами за участие.
Слайд 10.
Также были заняты призовые места.
Слайд 11.
|