Уважаемые
коллеги тема моего выступления «Знакомство с традициями народов Поволжья и
православной Россией». И сегодня я хочу представить вам материал, который можно
использовать при ознакомлении дошкольников с традициями народов Поволжья и
православной Россией.
Поволжский
край наша малая родина. Это
многонациональный район, который населяют люди разных национальностей со своими обычаями и
традициями, языками, самобытной культурой. Мы все разные, но мы
вместе. Поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального
самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры
человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории,
традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих
ценностей - культурных, социальных, моральных. Мы с вами дорогие педагоги
готовим детей к жизни в многонациональном социуме. Нам важно дать представления
детям о том, как нужно строить взаимоотношения с окружающими на основе
сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их
взгляды, обычаи такими, какие они есть. Толерантность не передается по
наследству. В каждом поколении ее необходимо
воспитывать вновь и вновь.
Слайд 2.
Целью
приобщения детей к истокам культуры народов Поволжья и православной России,
является воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у
дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья и
православной России.
Исходя из цели, были поставлены
следующие задачи.
Задачи:
1. Познакомить детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным
творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья (русские,
татары, чуваши, мордва);
2. Расширить и углубить знания детей о
Поволжье, его многонациональности.
3. Формировать представления детей о
республиках Поволжья – Татарстане – столице Казань, Мордовии – столице Саранск, Чувашии – столице
Чебоксары, о культурных богатствах народов Поволжья.
4.
Обогатить словарный запас детей: саппун, тухья, калфак,
камзол, ичиги, тбетейка, панго, панар, кокошник, картуз, порты, косоворотка,
«Акатуй».
«Уяв»,
«Утаси»,«Саварне»,«Нартукан»,«Сабантуй»,«Навруз-Байрам», «Рамадан»,
«Ураза-Байрам»,«Курбан-Байрам», «Нардуган»,«Алашань озск», «Уча озск»,
«Балтай», «Акша Келу»; развивать
коммуникативные навыки и умения.
5. Воспитывать любовь и уважение к своей малой
Родине, толерантное отношение к представителям других национальностей и
конфессий.
Приобщая
детей к истокам народной культуры, мы знакомим
детей со столицами республик Поволжья.
Слайд 3.
-С национальным
костюмом.
Слайд 4.
-С
орнаментом.
Слайд 5.
-С
традиционными праздниками, с их названием. «Акатуй»-весенний праздник посвященный
земледелию.«Уяв»-весенне – летний праздник молодежных игр и
хороводов.«Утаси»-сенокосная пора.«Саварне»-весеннее межсельское обрядовое
празднество.«Нартукан»-праздник гадания на кольцах под новый год..
Слайд 6.
-С
промыслами.
Основными
промыслами у чуваш были:
Земледелие.
Животноводство
Охота
Рыболовством
Бортничество.
Сбором меда люди занимались издревле.
Пчеловодство.
Пчеловодство у народов Поволжья прошло три стадии развития: дикое (или
бортевое), колодное и рамочное.
Металлообработка.
Чуваши унаследовали от булгар высокую технику металлообработки. Булгарское
ремесленное производство не уступало мировому стандарту.
Обработка
волокна. Волокно для пряжи выделывали из льна и конопли, а в древности – из
крапивы.
Вышивка.
Бисероплетение.
Резьба
по дереву.
Слайд 7.
-С
национальной кухней, названием блюд
Слайд 8.
-Также
мы знакомим со столицей Мордовии
Слайд 9.
С
костюмом
Слайд 10.
-С
орнаментом
Слайд 11.
-С
традиционными праздниками, с их названием.
Слайд 12.
-С
национальной кухней, названием блюд
Слайд 13.
-С
промыслами.
Основным занятием мордвы издревле было
земледелие.
Древнейшим
занятием мордвы было пчеловодство. В древности мордва широко занималась
бортничеством, то есть сбором мёда и воска у диких пчёл.
У
мордвы были распространены различные ремёсла и промыслы. В основном они были
связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. Из дерева
изготовляли различные орудия труда, предметы домашнего обихода, утварь. Широко
был распространён среди мордвы ткацкий промысел - выделывание холста и сукна из
шерсти, конопли и льна. Значительное развитие получила также выделка овчин,
валяние сукон.
Слайд 14.
-Знакомим
с русским народом, с его национальным костюмом
Слайд 15.
-С
орнаментом
Слайд 16.
-С
основными промыслами
·
Разные виды
росписи
·
Гончарное дело
·
Ткачество и кружевоплетение
·
Кузнечное дело
·
Резьба по дереву
и кости
·
Изготовление
игрушек
·
Стеклодувное дело
·
Ювелирное дело
·
Пушной промысел
Слайд 17.
-С
национальной кухней, названием блюд
Слайд 18.
Мы
, люди разных национальностей, традиций, языков
живем на территории огромнейшей страны России. Россия со времен князя
Владимира (10 век) называется православной. Народы Поволжья-чуваши, русские,
мордва имеют свои разные национальные традиции, обычаи, язык, но эти народы
объединяет православие.
Проводятся
различные формы по ознакомлению детей с православной культурой.
-
Знакомим со столицей нашей Родины.
Слайд 19.
-
Государственной символикой
Слайд 20.
-
С православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением.
Слайд 21.
-
И конечно же ознакомляя детей с православной культурой, мы знакомим их с
праздниками так как праздники являлись
важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века православный
народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом
поколении.
Праздники
предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности
(косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника
все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться,
вести только радостные, приятные разговоры. Каждое время года играло свою
определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно
славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.
Слайд 22.
В
нашем ДОУ мы празднуем:
«Масленицу».
Слайд 23.
«Пасху».
Слайд 24.
«Рождество».
«Троицу».
«Благовещенье».
Слайд 25.
-Рассказываем
о «Крещении», «Святках».
-Ходим
с детьми на экскурсии в храм.
Слайд 26.
-
Наши воспитанники посещают воскресную школу при храме.
Второй по численности верующих
религией в Российской Федерации после христианства является ислам.
Мы знакомим дошкольников с традициями
татарского народа, исповедующими ислам.
-
Со столицей Татарстана.
Слайд27.
-
С национальным костюмом.
Слайд 28.
-С
орнаментом.
Слайд 29.
-
С традиционными праздниками, с их названием.
Слайд 30.
-С
национальной кухней, названием блюд.
Слайд 31.
-С
основными промыслами татар.
·
Художественное
ткачество
·
Изготовление
кукол
·
Художественная
керамика
·
Художественный
металл
·
Художественная
обработка кожи
·
Ювелирное
искусство
·
Резьба и роспись
по дереву
·
Резьба по кости
·
Национальный
костюм
·
Вышивка и кружево
·
Лоскутная мозаика
·
Роспись и
аппликация по ткани
·
Ковроделие
Слайд 32.
Перед
нами стоит задача глубже познакомить детей с исламом. В нашем селе много
масульман, построена мечеть. И мы надеемся на сотрудничества с имамом.
|