Игра
- основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение
и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с
окружающими людьми.
Согласно ФГОС ДО игра определяется как инструмент для
организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в
социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической
и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные
особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят
содержательный контекст игрового процесса.
Игра не выполняет одной, какой либо определенной, изолированной
функции. Она для ребенка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия,
и отдых источник радости. В дошкольной педагогике игра выполняет четыре основные
функции организующую, воспитывающую, развивающую и обучающую. Эти функции
взаимосвязаны и взаимообусловлены.
К семи годам игра исчерпывает свое
развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному
типу, может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки
нервной системы. Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался
до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея
возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий.
Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте
способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным
возрастом. В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются: воображение и
фантазия, коммуникативные способности, способность к символизации и
преобразованию, функция обобщения, произвольность поведение (сила воли), умение думать.
В последние годы многие ученые и
практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей,
особенно в старшем дошкольном возрасте. Существуют противоречия между
признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом
в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного
образования. Культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство
утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник
развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения
сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.
Утрачивается передача традиций от
старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер ныне
лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается,
что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность. В
обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение
межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для
игровой деятельности, снижается.
Парадокс заключается в том, что часто
дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. На помощь в этом к
ребенку должно прийти ДОУ, которое он посещает.
Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей
дошкольного возраста и играет особую роль в воспитании ребенка.
Для
развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: -
создание предметно-развивающей среды.
- наличие определенного времени в режиме дня.
- профессионализм педагогов.
Без выполнения этих условий невозможно
развитие творческой самодеятельной игры детей.
Игра может реализоваться на основе
потенциала предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.
Данная среда представляет собой
совокупность предметов, игрушек материалов, которые понятны и интересны детям,
без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.
Согласно требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде,
она должна отвечать принципам: содержательности, насыщенности,
трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и
безопасности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного
наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает
варианты развития игры.
В правильном развитии игровой
деятельности огромную роль играет профессионализм педагога. Игровой опыт
ребенку должен передать именно воспитатель детского сада. Задача воспитателя – помочь
детям в организации игры. Он не должен предлагать готовые сюжеты игр, а должен
стремиться развивать детское воображение, самостоятельность. Пусть дети
свободно выражают свои мысли и чувства.
Игра в ДОУ введена в ежедневно
повторяющийся распорядок детской жизни. Для игры отводится время в режиме дня:
до завтрака и после него, после занятий на прогулках (дневной и вечерней),
вечером до ухода домой. Главной целью педагогов является правильно это время использовать,
всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям
освоить новые способы игры. Хорошо организованные игры являются одним из
необходимых условий правильного воспитания. Педагогу необходимо умение играть вместе с детьми и грамотно
руководить детской игрой.
Существуют три основных метода
руководства детской игрой:
1
метод разработан Д.В. Менжерицкой.
Основной путь воздействия на детскую
игру и воспитание детей в игре – влияние на её содержание (т.е. выбор темы,
развитие сюжета, распределение ролей и т.п.) Педагог должен войти в игру, взяв
на себя одну из ролей, в качестве партнера.
2
метод – метод формирования игры как деятельности принадлежит
Н.Я.
Михайленко и Н.А.Коротковой. Он основан на
реализации трёх основных принципов. 1) Для того, чтобы дети овладели игровыми
умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
2) Воспитатель должен играть с детьми на
протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе
развёртывать игру особым образом, чтобы дети усваивали более сложные способы
построения игры.
3) Начиная с раннего детства и далее на
каждом этапе дошкольного детства необходимо одновременно ориентировать детей
как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам
– взрослому или сверстнику.
3 метод комплексноrо
руководства иrрой был предложен Е.В.Зворыгиной и
С.Л.
Новосёловой. Этот метод применяется при наличии и
взаимосвязи следующих педагогических
условий:
·
активная деятельность детей,
направленная на ознакомление с окружающим;
·
обучающие игры (дидактические,
театрализованные и др.);
·
своевременное изменение предметно –
игровой среды, активирующее общение с детьми в процессе самой игры.
Все компоненты комплексного руководства
формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми.
Игра должна быть свободной от навязанной
взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребёнок должен иметь
возможность овладевать всё более сложным «языком» игры – общими способами её
осуществления, увеличивающими свободу творческой личности, реализации его
собственных замыслов.
|