В разделе "Организация режима
пребывания детей в ДОУ" обязательной части основной общеобразовательной
программы дошкольного образования предусмотрены графики взаимодействия
педагогов, специалистов и воспитателей. Особого внимания заслуживает совместная
работа воспитателя и инструктора по физической культуре.Согласно п. 13.2 СанПиН
2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №
91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:
утренняя
гимнастика;
занятия
физической культурой в помещении и на воздухе;
физкультурные
минутки;
подвижные
игры;
спортивные
упражнения;
ритмическая
гимнастика;
занятия
на тренажерах;
плавание
и др.
Перечисленные
формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и
всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как
в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе
образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна
согласованность действий педагогов и специалистов. В настоящее время в
дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и
физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре
и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не
проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в
ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за
физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или
досугов. Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут
быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и
взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат
и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование
у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя. Если
использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми
дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия
должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической
культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или
досуга, обсудить организационные моменты. Конечно, организует и проводит
мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструктору по физической
культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения
упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с
ослабленными детьми. В основной части занятия физической культурой, во время
выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное
инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с
образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном
этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается.
Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить
неверно выполненное движение.При фронтальном способе одинаковые для всех
упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят
за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников. При групповом
способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет
свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной
группой, а воспитатель с другой. Индивидуальный способ заключается в выполнении
отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность
индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого
ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему
увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент. Во
время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической
культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова,
если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых
упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает
положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности. В
заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом
итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло
мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось. Таким
образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической
культуре и воспитателя может быть следующим:
-специалист
занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
-специалист
занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с
остальными (и наоборот);
-специалист
проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию
в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной
двигательной деятельностью;
-специалист
работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель
отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
-специалист
занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными.
Инструктор по физической культуре и
воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и
придумывают все новые и новые комбинации движений.После совместного проведения
занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые
двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы
(в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по
физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми,
отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и
ослабленных дошкольников. При организации физкультурных досугов, праздников,
дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник
инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный
процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки, проведения и подведения
итогов. Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической
культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных
этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них. Если
мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько
помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать
инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того,
воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать
героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.
Таким
образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую
зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и
всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить
поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего
труда.
|