Автор Борисова
Надежда Ивановна учитель – логопед МДОУ Большенагаткинский детский сад «МО
«Цильнинский район»
Консультация
для педагогов
В последнее
время у детей дошкольного возраста всё чаще возникают проблемы
правильного звукопроизношения. Я считаю, что вызвать нарушенный звук
должен специалист-логопед, а вот работу по закреплению звука в речи ребёнка
вполне могут проводить воспитатели в детском саду и родители под руководством и
контролем логопеда.
Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребёнку
предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль
над собственной речью. Чаще других нарушается звукопроизношение
свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Нередко у детей страдает звукопроизношение и гласных звуков, они произносят их
нечётко, часто заменяют один звук на другой. Надо отметить, что правильное
произношение гласных звуков очень важно, так как гласные звуки служат основой
для развития звуко-буквенного анализа, а так же чёткое и правильное
проговаривание гласных звуков выполняет роль артикуляционной гимнастики,
способствует выработке координированных движений органов речи.
Через систему ежедневной работы логопеда, а именно: выполнение общей и
специальной артикуляционной гимнастики, развития правильного речевого дыхания,
мелкой моторики, фонематического восприятия и других видов работ, логопед
вызывает у ребёнка правильный, не дефектный звук речи. Итак, звук в речи
изолированно может быть вызван, но ребёнок не может сразу правильно выговаривать
его в свободной речи. Сроки автоматизации поставленного звука у каждого ребёнка
будут индивидуальны. Родители и педагоги должны знать, работа над
автоматизацией звука является необходимым этапом в работе над звуком и,
осуществляя её, следует помнить, процесс автоматизации — сложный процесс для
нервной системы ребёнка, так как связан с широким использованием активного
торможения. Ребёнку приходится тормозить неправильное, но привычное для него
произношение и говорить правильно, но непривычно. Процесс автоматизации имеет
свою последовательность и реализуется от простого к сложному: автоматизация
изолированного звука, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в
словах, автоматизация звука в предложениях, текстах, в спонтанной речи ребёнка.
Для того чтобы исправленный звук прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка,
ему предстоит выполнить множество речевых упражнений. Взрослому следует
запастись терпением и настроится на кропотливую ежедневную работу.
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы проговаривая слова или предложения с
определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно.
Занимайтесь с малышом по 5- 10 минут в день. Следите за состоянием
ребёнка и результативностью занятий. Помните лучше проделать одно упражнение
несколько раз, но добиться стойкого результата, чем «пробежаться» по нескольким
упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, настойчивы. Не
забывайте хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.
Далее предлагаю вам игры на закрепление правильного звукопроизношения у детей
звука [ш]. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в
том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук в слогах и цепочках
слогов.
1. Поиграй в
игру «Один — много».
А) шина —шины б) шаг — шаги
Шапка — … шинель—…
Шайба — … шаман — …
Шея — … шампунь—…
2. «Назови
ласково».
А) лошадь — лошадка б) башня — башенка
Петух — … вишня — …
Парашют—… карман — …
Ремень—… горох—…
3.Повтори (прочитай)
чистоговорки:
Ыш, ыш, ыш — шумит камыш.
Ыш, ыш, ыш — у меня малыш.
Ыш, ыш, ыш — под кроватью мышь.
Иш, иш, иш — тут такая тишь.
Иш, иш, иш — в небо улетишь.
Иш, иш, иш — прилетишь в Париж.
Иш, иш, иш — сел на ветку стриж.
4. Повтори
скороговорку:
Кукушка кукушонку
купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
5. Повтори
(прочитай) пословицы и поговорки:
Шила в мешке не утаишь.
Ум хорошо, а два лучше.
Знай больше, а говори меньше.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Литература:
1.Н. В.Нищева «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп».
2.Т. А Ткаченко Логопедический альбом. «Правильно произносим звук [Ш].
3.З. А. Репина В. И. Буйко «Уроки логопедии»
4.Л. В. Лопатина Лекции.
5.Ю. Б.Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми.
Звуки Ш, Ж.»
|