Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции
Старший воспитатель –Борисова Н.И.
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
-
осуществляется добровольно;
-
осуществляется сознательно;
-
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
-
необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».
Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.
Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы обучать и воспитывать других нужно знать больше, чем все остальные. Воспитатель должен знать не только методику образовательных областей, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества воспитательно-образовательного процесса напрямую зависит от уровня подготовки воспитателя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки воспитателя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления педагога , проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
Однако, как бы ни были высоки способности воспитателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть воспитателя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию:
-
необходимость поиска и анализа новой информации;
-
желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
-
соответствие современным требованиям;
-
конкуренция;
-
общественное мнение;
-
интерес к делу.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
3) групповая самообразовательная работа:
-
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
-
проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
-
средств массовой информации,
-
вычислительной и оргтехники,
-
библиотек, музеев,
-
исследований, экспериментов,
-
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
-
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования воспитателя:
-
повышение качества воспитательно- образовательного процесса с детьми;
-
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
-
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
-
доклады, выступления;
-
разработка дидактических материалов, наглядностей;
-
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
-
разработка и проведение открытых мероприятий с детьми по собственным, новаторским технологиям;
-
создание комплектов педагогических разработок;
-
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
-
повышение престижа образовательного учреждения.
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует воспитатель тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного воспитателем воспитательно-образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Используемая литература:
-
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
-
Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
-
Электронный педагогический словарь.
|